Как заставить себя учиться, если совсем не хочется? Способы самомотивации при обучении. Как заставить себя учиться. Эффективные способы мотивации Чем мотивировать себя во время учебы

Никто не сомневается в важности образования. Но обычно этого недостаточно, чтобы выделять на него необходимое время и силы – ведь всегда есть куда их потратить с большим удовольствием. Как себя мотивировать на учёбу и получать от неё больше радости?

Определить, зачем это нужно

Проще идти на какие-то жертвы, когда понятно зачем. Главных целей может быть много: поступление в престижный вуз, работа за границей, достойная зарплата, возможность заниматься любимым делом. Если хочешь быть востребованным юристом понадобится выучить все нюансы кодексов, исторические судебные прецеденты разных стран, варианты защиты.

Для работы за границей нужно хорошо знать английский. А стоматологу, чтобы получать восторженные отзывы, понадобится изучить название всех костей, расположение нервов, а заодно следить за новинками в сфере протезирования и анестезии. Для спасения невиновного из СИЗО и создания идеальных виниров не поможет купленный диплом: по-настоящему хороший специалист должен разбираться в своём деле.

А если речь идёт о предметах в школе, которые, как кажется, совершенно не нужны? Например, зачем врачу геометрия, или веб-дизайнеру - математика? Во-первых, не стоит быть абсолютно уверенным, что все планы осуществятся. Кто-то, мечтая стать врачом, через время обнаруживает себя в сфере бизнеса, и наоборот. У жизни своё чувство юмора и здоровая доля предусмотрительности поможет не совсем уж забрасывать «ненужные» предметы.

Во-вторых, интеллект можно сравнить с мышцами - чтобы он хорошо работал, ему необходимы тренировки. Поэтому просчитывая очередной десяток ненужных логарифмов можно подумать о том, что это хорошее упражнение для мозга. А умение долго и терпеливо делать то, что не очень нравится однозначно пригодится в будущем.

Организованность и посильные цели

Легко понять мысль о ненависти к учёбе, когда она приходит в ночь перед экзаменом, а объём изучаемого материала ещё чуть меньше Гарвардской библиотеки. Некоторые учащиеся намеренно устраивают себе аврал, который якобы их стимулирует на подвиги. Однако психологи советуют не создавать для себя дополнительный стресс - это мешает общему процессу. Да и не получится испытать радости от сдачи экзамена, если едва держишься на ногах. Правильно было бы создать для себя график и делить большие объёмы материала на 2-3 вечера.

Чтобы организованность помогла, нужно правильно оценивать свои силы. Это касается не только авралов, но и жалости к себе и отвлечений. Например, в планах каждый вечер учить по пять вопросов, чтобы не было перегрузки. И именно в этот момент появляется симпатичный однокурсник или очаровательная одногруппница, а ещё друзья-подруги зовут. Понадобится сила воли, чтобы придерживаться заранее намеченных планов.

Отвлечения всегда найдутся. Поэтому правильным будет отключить телефон и поставить рядом чай и пару бутербродов - ибо даже зайдя на кухню в поисках съестного можно через полчаса обнаружить себя листающим каналы в поисках какой-нибудь комедии.

Создавать поощрение

Организованность не означает, что нужно в одиночестве умереть с пособием по квантовой физике вместо надгробия. После каждой промежуточной цели нужно создавать себе поощрение. Например, выучить эти несчастные пять вопросов, а потом пойти к друзьям или на свидание, купить мороженое или позвонить подруге.

Интересен факт, что чередование физических нагрузок с умственными благоприятно сказывается на работе мозга. Поэтому спорт в приятном его проявлении - например, пробежка в парке или плавание будет самым лучшим поощрением.

Зная, что не за горизонтом что-то приятное, проще преодолевать горы параграфов. А достигая небольших целей можно незаметно прийти к чему-то большему.

Правильный круг общения

В том, как себя мотивировать на учёбу едва ли не важнейший фактор - правильно подобрать окружение. Люди так устроены, что перенимают от близких даже то, что не нравится. Особенно это касается недостатков, например, халатного отношения к учёбе. Если друзья начинают смеяться, услышав о домашнем задании или с готовностью забросят его ради ерунды, они будут ожидать того же и от своего окружения.

И наоборот, в кругу людей, которые учатся жить по графику, ставят перед собой цели и достигают их легче стать организованным. Такие друзья поймут трудности, которые бывают у тех, кто серьёзно относится к своим делам и смогут поддержать, когда надо. Да и найти необходимый конспект можно только у добросовестного студента.

Изучать жизнь успешных людей

Умный человек учится на ошибках других, а мудрый - на успехах. Поэтому полезно будет больше узнать о людях, которые добились успеха путём усердного труда, особенно если речь идёт о ком-то, кто работал в этой же сфере.

Во-первых, это покажет, что успеха достичь реально, такие примеры вдохновляют на подвиги. Во-вторых, подметить что-то для себя в том, как человек организовывал себя или какие методики исследований использовал.

Нескучные конспекты

Ещё один лайфхак, который поможет захотеть учиться - нескучные конспекты. Записывая лекции делать зарисовки по темам, выделять запоминающиеся мысли, фразочки лектора. Есть даже книги о том, как разнообразить и сделать интересными конспекты.

Это полезно по двум причинам:

Комфортные условия

Легко возненавидеть учёбу, когда торопливо пишешь огрызком ручки в тетради с тусклой желтовато-серой бумагой. Поэтому ещё одна деталь, которая играет важную роль в мотивации — условия для занятий. Это значит подобрать такие канцтовары, чтобы их хотелось брать в руки, чтобы они радовали глаз и были удобными. То же касается рабочего места: удобный стол и стул, хорошее освещение и всё необходимое под рукой.

То же касается и одежды. Дома, в школе и универе она должна быть прежде всего удобной: никакого сдавливающего ремня, чрезмерно узкой юбки или постоянно сползающих штанов - ничего, что будет мешать и отвлекать.

И последнее - иногда чтобы захотеть, нужно просто начать. Учёба приносит пользу, а учиться лучше с удовольствием, чем без него.

Евгения, г. Обнинск

Учеба – не ваша сильная сторона, ведь на книжной полке мирно припадает пылью учебник по английскому языку, конспект по всемирной истории волшебным образом превратился в кулек для жареных семечек, а брошюрка с правилами дорожного движения отправилась в бабушкину печь.

А сами вы еще пылью не припали? Так вам точно не светит стать успешным человеком. Так что давайте-ка возьмемся за ум и выясним, как мотивировать себя на учебу.

На учебу мотивировать себя помогут проверенные советы психологов:

1. Подумайте о своих друзьях и знакомых-эрудитах

Ну разве хочется вам снова хватать ртом воздух, когда друг Василий начнет вещать об устройстве Солнечной системе?

А как не задохнуться от зависти, когда подруга рассказывает, что выходит замуж за белозубого американца только потому, что за пару месяцев осилила разговорный английский? А ведь учеба ей в школе не особо-то и давалась!

2. Учитесь с таким же жаждущим знаний, как и вы, чтобы мотивировать себя на учебу

И постарайтесь выпендриваться друг перед другом своими успехами, ведь здоровая конкуренция в этом похвальном деле еще никому не навредила.

3. Мотивировать на учебу может и грамотный, авторитетный наставник

И не стесняйтесь задавать педагогу тысячу и один вопрос, если что-то недопоняли: так вы еще больше мотивируете себя на учебу, Не зря же говорят, что аппетит приходит во время еды.

4. Чтобы мотивировать себя на учебу, нужно всегда видеть «горизонт» – собственно, то, ради чего вы и «умираете» над конспектами и книгами

Хотите стать офигенным пластическим хирургом? Тогда будьте готовы зубрить до полуобморочного состояния названия мышц, костей и сухожилий, а также прочей медицинской терминологии. Но где-то там вас уже ждут миллионные гонорары от звезд эстрады за аккуратные носики и шикарные бюсты.

5. Составьте четкое расписание учебы и вознаграждайте себя чем-то на промежуточных этапах

Выучили три билета на экзамен из запланированных на сегодня шести? Самое время полчаса прогуляться, съесть пару любимых шоколадных конфет или позвонить подружке-хохотушке.

Но помните: награда должна быть равноценной затраченных усилий на учебу, поэтому «махнуть» на шашлыки с ночевкой только потому, что вы выучили 10 новых английских слов– явный перебор.

6. Если учеба для вас – муть, скука смертная и тоска, мотивировать себя поможет система скетчноутинга

Суть ее сводиться к тому, чтобы во время учебы делать не просто записи, а «ментальные карты», понятные именно вам – со смешными рисунками, «угарными» цитатами преподавателей и смайликами. Больше можно прочитать, например, в книге Майка Роде «Скетчноутинг. Пособие по визуализации идей».

7. Настоящих эстетов (а мы уверенны, что вы – именно такой/такая) мотивируют на учебу идеальный порядок на рабочем месте, красивые канцелярские принадлежности, и даже – букет любимых цветов

Оно и правильно: трудно получить удовольствие от учебы, если вы делаете записи огрызком карандаша на старой газете, а вокруг вас – «хаос и анархия».

8. Мотивировать себя на новые достижения помогут идеальные условия для учебы:

— никаких узких юбок, спадающих брюк и лезущей в глаза челки во время учебы– обеспечьте себе максимальный комфорт, даже если для вас он заключается в любимой пижаме с совятами;

— позаботьтесь, о том, чтобы ничто вас не отвлекало от учебы: ни крики «итальянской» семьи, живущей по соседству, ни звонки на мобильный телефон, ни призывно мигающее окошко «аськи».

Если нужно – одевайте беруши, затыкайте уши ватой или учитесь, повернувшись к стене. Вас нет – вы «умерли» и «воскреснете» для мира только тогда, когда вызубрите эту чертову теорему!

— поставьте возле себя бутылку с питьевой водой и какой-нибудь перекус перед учебой, иначе есть риск, что по дороге к холодильнику вы дадите слабину и завернете в гостиную посмотреть новости, а там глядишь – и вы уже где-то на даче у друга детства Сереги «дудлите» пиво.

Тогда мотивировать себя будет уже бесполезно;

9. Не вздумайте размышлять, какими чудными и интересными вещами вы могли бы заняться, если бы не посвятили время учебе

Так мотивировать себя точно не получиться. Так что думаем об учебе, и только о ней, родимой, даже если на улице «травка зеленеет, солнышко блестит».

10. Каким бы дурацким не казался этот совет, но иногда для того, чтобы мотивировать себя на учебу, достаточно просто засесть за учебники и начать учиться

Помните старый добрый анекдот: «Поначалу наш кот не любил пылесос, а потом ничего – втянулся». Вот и вы втягивайтесь!

11. Не создавайте «авральных» условий, если не хотите возненавидеть учебу на веки вечные, а наоборот – мотивировать себя

Вам необходимо написать реферат на пятницу? Не советуем садиться за него в 23.00 четверга, лучше разделите объем работы на два-три вечера.

12. Постарайтесь не замотивировать себя до смерти на учебу

Не пытайтесь выучить три тома «Большой советской энциклопедии» за один присест – ставьте реальные задачи, но неукоснительно их выполняйте.

Как мотивировать себя на учебу — Как заставить себя развиваться?

— Как можно делать дела вовремя?
— 5 научных способов мотивировать себя
— Мотивация к учебе: простые советы

1) Заинтересованность в решении проблемы.
Для того, чтобы с успехом грызть гранит науки, необходимо смотреть на проблему как на будущее вознаграждение. Если Вы приходите туда, где не просто работаете, а работаете с увлечением, интересом, то тогда и работа будет идти легче и время, соответственно пойдёт быстрее и Вы всё будете успевать вовремя.

Тоже самое и с учёбой. Постарайтесь подойти к проблеме с творчеством. Для примера, Вы решаете задачу по геометрии, но размышлений никаких по поводу решения нет. Вы уже «кипите», а завтра уже нужно сдавать работу. Как Вам найти вдохновение? Да очень просто! Теперь немного фантазии…Представьте Ваших любимых актёров, певцов, кого угодно, можете хоть президента представить. И задачу Вы решаете не для себя, а это они попросили помочь им.

Бред, но, однако, этого всё равно никто не узнает, если Вы не будете расспылять направо и налево, какое у Вас бурное воображение! Главное, добиться результата, т.е. решить задачу. Если Вы решите эту задачу, то тем самым Вы поможете своему кумиру. Но мы-то знаем, что для себя решали. Но нам надо было заставить наш мозг напрячься в процессе решения. Попробуйте его, и Вы убедитесь в его эффективности. Проверено временем!

2) Сделал дело и получил конфету!
Мотивация - это наиважнейшая часть любой деятельности, включая учебную. Заведите себе правило - написал 2 страницы реферата - получил «конфету». Под «конфетой» тут понимается, всё, что угодно - от возможности посидеть в Интернете до покупки нового компьютера. Короче говоря, радуйте себя хотя бы малыми подарками.

3) Делаем дела по расписанию.
Без плана никуда! Все большинство успешных людей придерживаются расписания в своей жизни. Чтобы успевать, например, в бизнесе, нужно чётко распланировать свою деятельность. Также и в учении.

Любую работу (особенно продолжительную по времени) распределите, придерживаясь определённого плана. Он не обязательно должен быть жёстким. Мы живём в динамичное время, в котором предугадать развитие событий очень сложно. Однако планы нужны, чтобы хоть как-то разгребать обрушивающиеся со всех сторон проблемы и заботы.

— 5 научных способов мотивировать себя

1) Начните с малого.
Начать - всегда самое сложное. Так что, делая первый шаг, с чем бы он ни был связан, постарайтесь облегчить его. Чем больше задача, тем более подавленно вы можете чувствовать себя в самом начале. В то же время исследования в области психологии показывают, что если вы разобьете эту задачу на подзадачи, и возьмете лишь небольшой начальный кусочек в качестве первого пункта плана, дела пойдут быстрее.

2) Ставьте дедлайны.
Чем ближе срок сдачи важного проекта, тем более мотивированными вы себя чувствуете, чтобы завершить задачу. Но если у вас есть неделя, а вы приступаете к делу в последний день, есть риск не успеть завершить начатое и сорвать сроки. Анализ исследований, опубликованных в журнале Psychological Science, показывает, что логичнее в этом случае устанавливать собственные сроки, оставляя 5-7 дней в запасе. Пусть дедлайн окажется как можно ближе к сегодняшнему моменту, и это поможет вам чувствовать необходимость выполнения задачи в ближайшее время, а не «когда-нибудь потом».

3) Мыслите позитивно.
Правильное отношение к поставленной задаче может серьезно повлиять на уровень мотивации. Так, если вы настроите себя на успех, то вероятность продуктивной работы и эффективного устранения проблем, возникающих в процессе, увеличится в несколько раз. Примером может послужить исследование, проведенное Даниэлем Акстом, в рамках которого изучалась мотивация студентов при выполнении учебных работ. В ходе эксперимента удалось выяснить, что те из участников, кто ни на что не отвлекался, были хуже мотивированы, чем те, кто имел доступ к забавным развлечениям.

По мнению исследователя, это произошло по причине поддержания хорошего настроения у студентов из второй группы. Так что если вы чувствуете, что устали и не можете больше работать, отвлекитесь на серию любимого сериала (но, чур, только одну!) или сыграйте в «пузырьки» на смартфоне - чтобы вернуться к задаче с новыми силами уже через полчаса.

4) Следите за прогрессом.
«Прогресс - самый мощный фактор мотивации», - пишет директор по научным исследованиям Гарвардской школы бизнеса Тереза Эмебайл в своей книге The Progress Principle. Используйте свой прогресс в качестве положительной обратной связи, чтобы подстрекать мотивацию. Если ваша цель - карьерный рост, определитесь с частотой отслеживания успехов, и не забывайте отмечать их в заведенном специально по этому поводу ежедневнике. (Читайте также статью « «).

5) Храните секреты.
Хотя разделение своих целей и обещаний с окружающими может показаться хорошей идеей, на самом деле это будет оказывать на вас ненужное давление, о чем свидетельствуют исследования Нью-йоркского университета. Давление же в конечном итоге превратится в стресс, который сведет любую мотивацию на нет. Чтобы избежать замкнутого круга, постарайтесь держать свои достижения (по крайней мере, на первом этапе) в секрете. С другой стороны, вербализация намерений способна усилить мотивацию, так что полезно будет завести бумажный или электронный дневник, с которым вы будете сверяться в случае необходимости дополнительной «подпитки».

1) Не заставляй себя.
Возможно, если у тебя отлично развит дар самоубеждения, то тебе удастся на некоторое время заставить себя учиться. Но этот ненадежный способ наградит тебя лишь кучей негативных эмоций.

Чтобы мотивировать себя на учебу, задай себе : «Зачем мне учиться?», «Что мне даст учеба?», «Как я смогу использовать полученные знания?». Обдумай рационально, что ты можешь получить от образования и какую выгоду из него извлечь.

Мысли о хорошо оплачиваемой работе могут неплохо мотивировать на учебу. Мало того, у тебя появится настоящая, а не эфемерная цель – ты хочешь хорошо устроиться в жизни. И для этого придется поработать.

2) Заинтересуйся.
На самом деле знания могут стать крайне увлекательной штукой, если правильно к ним подойти. Можно найти учебный или документальный фильм по нужной тебе теме, поискать в интернете информацию, изложенную более доступным языком и так далее.

Если пробудить в себе настоящий, живой интерес к знанию, – не придется задаваться вопросом, как заставить себя учиться. Это лучший способ, попытайтесь воспользоваться этим советом, потому как мотивировать себя на учебу нужно обязательно.

3) Правильно распредели время.
Определись, когда ты будешь учиться, а когда отдыхать. Правильное лавирование между работой и отдыхом – залог продуктивности.

4) Постарайся высыпаться.
Хроническое недосыпание приводит ко многим негативным последствиям, да и голова будет работать не на полную мощность.

Сложно-то как заставить себя учиться, когда в голове одни мысли – о сне. Поэтому старайся планировать свое время так, чтобы иметь возможность высыпаться.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Сегодня все чаще встречаются различные статьи на тему мотивации детей к учебе. Необходимость «вложить» в своего ребенка как можно больше знаний, навыков и умений продиктована сегодняшним жизненным темпом. Однако, о необходимости учиться чему-то новому, должны задумываться сами взрослые. Что же заставляет нас открыть книгу и прочесть что-то или пойти на какие-то курсы?

В первую очередь, конечно, хорошая мотивация. Это та сила, которая является стимулом для удовлетворения определенных потребностей. Перед любым человеком, вне зависимости от его возраста, должна быть поставлена конкретная цель. Каждое усилие должно быт оправдано.

Главный вопрос, который ставит перед собой человек, прилагающий определенные усилия к получению новых знаний, «зачем мне это нужно?». Стать успешным человеком, знающим себе цену, уважаемым, и, в некоторой степени исключительным, неплохая цель для того, чтобы, наконец, поднять себя с дивана и начать приобретать какие-то новые знания.

Сегодня, в век стремительного развития технологий, это особенно актуально. Взять, к примеру, людей старшего поколения. Все новые электронные приспособления, оборудование, программное обеспечение, как правило, приводят их в ужас. Поэтому всегда нужно быть готовым к восприятию новых знаний и получению новых навыков. Ведь без мобильных телефонов, компьютеров, современной бытовой техники жизнь станет уже просто невозможной.

Но в каждом возрасте свои потребности, поэтому в зависимости от их удовлетворения, меняется мотивация к получению знаний. Эту теорию еще в середине 20 века подтвердил психолог из Калифорнии А. Маслоу .

Пирамида потребностей А. Маслоу

В начале своей жизни человек приобретает элементарные навыки для удовлетворения своих физиологических потребностей. Ребенок учится ходить, самостоятельно есть, говорить. Потом появляется необходимость чувствовать себя полноценным членом общества, быть любимым. Для этого человек начинает приобретать все новые и новые знания . Таким образом, он приходит к развитию собственной личности и реализовывает свои цели.

В большинстве случаев взрослые люди очень мало учатся. Это связано с тем, что многие долгое время работают, и, увы, не всегда на любимой работе. Но выбор уже сделан и человек подстраивается под обстоятельства, загоняя себя тем самым в очень жесткие рамки, вырваться из которых ему не представляется возможным.

Хотя на самом деле достаточно только захотеть и перед человеком любого возраста могут открыться новые горизонты. А одним из главных преимуществ обучения в зрелом возрасте является возможность выбора интересующего предмета. Нет обязательных уроков, изнуряющих контрольных с экзаменами. Можно изучать только конкретную интересующую отрасль науки.

Человек живет только для того, чтобы учиться, а чему он учится - хорошему или плохому - зависит лишь от его природы и от его судьбы.

Если ты дашь человеку рыбу, ты накормишь его только один раз. Если ты научишь его ловить рыбу, он всегда сможет себя прокормить.

Что может мотивировать человека к изучению нового?

Подтолкнуть взрослого человека к получению новых знаний и навыков могут различные стимулы. Вот некоторые из них:

  1. Человек видит перед собой цель . Он понимает, что в получении новой информации есть определенный смысл. Это может касаться не только работы. Приобретение новых знаний важно в быту, при общении с друзьями. Очень важно это и для общения с детьми. Ведь всегда хочется идти в ногу со временем и общаться со своим ребенком «на одном языке».
  2. Возможность стать еще более самостоятельным . Это приводит в дальнейшем к правильной самореализации.
  3. Конкретное применение знаний . Ведь если человек выучит, скажем, названия и численность всех городов и населенных пунктов определенной области, то без применения эти знания будут ему просто не нужны, и он потратит время. Если же он планирует стать руководителем компании, занимающейся рекламой, то эти знания помогут ему быстро взаимодействовать с сотрудниками филиалов в других городах, а также правильно строить стратегию развития предприятия. Безусловно, это в будущем может принести определенную прибыль.

Учиться никогда не поздно – это доказано столетиями. Человек может найти себе применение и в 25, и 45 и даже в 65 лет. Главное, его деятельность должна приносить в первую очередь моральное удовольствие, а вместе с ним будет и материальное.

>

И, если для занятия любимым делом, не хватает немного знаний – их всегда можно получить самостоятельно или на каких-то курсах. Это позволит чувствовать себя намного моложе и современнее.

Человек, постоянно занимающийся умственным трудом, саморазвитием, читающий большое количество книг намного лучше выглядит в преклонном возрасте. С ним интересно общаться – ведь помимо накопленного жизненного опыта, он обладает огромным количеством разнообразной информации.

И, самое главное, учеба является отличным способом устранения депрессии . Если получение новых знаний приносит удовольствие, то настроение сразу повышается. А это залог успеха в дальнейшей деятельности и личной жизни.

Loading...Loading...