Международный день родного языка в библиотеке сценарий. Мероприятие на тему: "Международный день родного языка". Родной русский язык

Татьяна Мальцон
Сценарий мероприятия к Международному Дню родного языка для детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи : Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.

Оборудование : интерактивная доска, компьютер.

Интеграция образовательных областей : познание, социализация, здоровье.

Ход мероприятия:

Ведущий : Россия - многонациональное государство. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык . Более 130 языков звучат в нашей стране.

Как называется республика, в которой мы с вами живем? (ответы детей ) .

Ведущий : правильно, Республика Татарстан.

Показ презентации «Республика Татарстан» (в сопровождении государственного гимна Татарстана) .

А какие языки мы можем услышать в нашем крае? (ответы детей ) .

Ведущий : А как называется город, в котором мы живем? (ответ детей ) .

Ведущий : правильно, город Набережные Челны. Сейчас мы с вами посмотрим, какой красивый наш город и послушаем гимн города.

Показ презентации «Набережные Челны» .

Ведущий : В нашем городе и республике мы можем услышать русский, татарский, чувашский, мордовский, украинский, армянский, грузинский и другие языки . В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком , но средством межнационального общения является русский язык .

Ребята, в нашей республике вторым государственным языком является татарский язык . Среди нас тоже есть ребята разных национальностей. В детском саду мы с вами разговариваем не только на русском языке , но и изучаем татарский. Но все, же язык , на котором мы с вами общаемся, чтобы понять друг друга – это русский.

Есть слово такое хорошее - «наш» .

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь Родине добрым и любящим сыном!

Если хочешь судьбу переспорить,

Если ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык !

Он твой наставник великий, могучий,

Он - переводчик. Он - проводник.

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык .

Ведущий : Ежегодно с 2000 года 21 февраля отмечается международный день родного языка . Этот праздник ещё очень молодой. Ему всего лишь 13 лет. Мы считаем, что этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка . На языке мы думаем , общаемся, творим. В международный день родного языка все языки признаются равными , потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.

У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык . Всё это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. А в языке передаются все особенности образа жизни народа. Поэтому многие из них, даже малые, стараются всеми средствами и силами сберечь свой язык , свою гордость, отдавая дань предкам и своей уникальности.

А давайте поиграем в переводчиков.

Игра : «Переводчики»

Давайте вспомним, какие слова вы знаете на татарском языке . Как будет по-татарски : папа, мама, бабушка, девочка, мальчик, дом, собака, кошка. (ответы детей ) .

А сейчас мы послушаем стихотворение, посвященное дню родного языка , которое прочитает Ярослава.

В день родного языка

Вам его хранить желаю,

Чтобы речь была легка,

Бранных слов не повторяя,

Говорите хорошо -

Слово доброе приятно!

Для того язык пришел ,

Чтоб на нем общаться внятно.

Ведущий : Каждый народ восхвалял свой язык . На родном языке написаны стихи , песни, былины, сказания

А теперь послушаем стихотворение «Татар теле» Нажипа Мадьярова.

Татар теле-минем туган телем,

Сойлэшуе рэхэт ул телдэ.

Шул тел белэн койлим.

Шул тел белэн сойлим

Миллэттэшем булган хэркемгэ.

Доньялар кин, анда иллэр бик куп.

Туган илем минем бер генэ.

Туган илемдэ дэ теллэр бик куп,

Туган телем минем бер генэ.

Ведущий : Еще мы с вами знаем татарские и русские народные игры :

Поиграем в одну из них : «Продаём горшки» («Чулмэк сату уены» ).

Цель игры : развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.

Ход игры:

Играющие разделяются на две группы : дети-горшки и игроки-хозяева горшков.

Дети горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым

горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за

кругом. Затем он подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор :

Эй, дружок, продай горшок!

Покупай!

Сколько дать тебе рублей?

Три отдай.

(Водящий три раза (по цене) касается рукой хозяина, и они начинают бег по

кругу навстречу друг другу (круг обегают 3 раза) . Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а оставшийся становится водящим.

Ведущий : А сейчас прозвучит песня «Туган тел» («Родной язык » ) из репертуара Зульфии Минхажевой.

Слушание аудиозаписи «Туган тел» .

У каждого из народов нашего края есть замечательные танцы, они связаны с его культурой и бытом. Танцы - воплощение души народа, его национальных традиций.

Давайте станцуем наш любимый танец «Самовар» .

С рождения ребенок слышит звуки родного языка . Мать поет колыбельные, бабушка рассказывает сказки. В каждом языке есть свои пословицы и поговорки :

иде кат лч, бер кат кис. - Семь раз отмерь, один раз отрежь.

йткн сз - аткан ук. - Слово – не воробей : вылетит – не поймаешь.

Сабыр иткн - морадына иткн. - Терпенье и труд все перетрут.

Сабыр тбе сары алтын. - Терпенье и труд все перетрут.

Тырышкан табар, ташка кадак кагар. - Терпенье и труд все перетрут.

Кем эшлми - шул ашамый. - Кто не работает, тот не ест.

Картлык - шатлык тгел. - Старость не радость .

Кз курка – кул эшли. - Глаза страшатся, а руки делают.

Без капчыкта ятмый - Шило в мешке не утоишь.

Китап - белем чишмсе. - Книги не говорят, а правду сказывают.

Тамчы тама-тама таш тиш. - Капля долбит камень.

Капля по капле и камень долбит.

Ведущий :

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свой - это честь .

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком .

Ты говоришь всегда индус,

О языке своем .

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, -

Конечно, вам дороже всех родной язык один .

В России русский язык является языком межнационального общения. Но есть ещё и язык международного общения - английский. В любой стране мира изучают и знают английский язык , куда бы вы не поехали в путешествие, английский язык ваш главный помощник.

А сейчас послушайте песню на английском языке «Как дела мой друг?» .

Ведущий :

Праздника пришла пора,

Смех звучит и песня.

В гости нас зове игра-

(International Mother Language Day), провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

В свою очередь, Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции объявила 2008 год Международным годом языков (International Year of Languages). 2010 год был провозглашён Международным годом во имя сближения культур (International Year for the Rapprochement of Cultures).

Дата для Дня была выбрана в знак памяти событий, произошедших в Дакке (ныне — столица Бангладеш) 1952 года, когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО, половина из примерно 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей.

Шахид Минар (памятник Мученикам) в университете Дакки в Бангладеш, в память убитых в ходе демонстрации движения Бенгальского языка 21 февраля 1952 года.

Все шаги по способствованию распространения родных языков служат не только содействию языковому разнообразию и многоязыковому образованию, развитию более полного знакомства с языковыми и культурными традициями по всему миру, но и крепят солидарность, основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге.

21 февраля 2003 года по случаю Международного дня родного языка Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура отметил: «Почему столько внимания уделяется родному языку? Потому что языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей.

Родные языки уникальны в том отношении, какой отпечаток они накладывают на каждого человека с момента рождения, наделяя его особым видением вещей, которые никогда на самом деле не исчезнут, несмотря на то, что впоследствии человек овладевает многими языками. Изучение иностранного языка - это способ познакомиться с другим видением мира, с другими подходами» .

И каждый год в рамках празднования Дня родного языка в разных странах проходят различные мероприятия, посвященные определенной теме и нацеленные на содействие уважению, а также на поощрение и защиту всех языков (особенно языков, находящихся на грани исчезновения), лингвистического разнообразия и многоязычия. Так, в разные годы проведение Дня было посвящено темам: взаимосвязи между родным языком и многоязычием, особенно в образовании; системе Брайля и языку жестов; повышению осведомленности общественности в вопросах языковых и культурных традиций, основывающихся на взаимопонимании, терпимости и диалоге; охране нематериального наследия человечества и сохранению культурного разнообразия; роли языка, на котором ведется преподавание в школах и другим.

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

МКОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №7»

г. Курчатова, Курской области

Воспитательное мероприятие для обучающихся 5-9 классов.

Дата проведения

21.02.13 г.

Тема: Международный день родного языка

Цель: познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка.

Задачи:

    Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка; познакомить ребят с библейской легендой о «вавилонском столпотворении».

    Продолжать развивать и корригировать устную связную речь воспитанников, мыслительную деятельность, память, воображение, внимание; обогащать словарный запас учащихся; расширять их кругозор.

    Прививать любовь и интерес к родному языку, воспитывать культуру речи.

Оборубование: мультимедийная презентация; карточки с заданиями для конкурсов - «Дополни пословицу», «Грамотеи»; орфографические словари; жетоны.

Форма проведения: конкурс «Знатоки родного языка».

Предварительная работа: выставка народных костюмов; выставка словарей; в течение мероприятия так же проходит конкурс на лучшего чтеца, учащимся желающим принять участие в этом конкурсе заранее раздаются стихотворения по теме.

Ход мероприятия

Вступление. Сообщение темы занятия

1-й ведущий. (слайд 1) Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000языках. А всегда ли это было так?

2-й ведущий. (слайд 2) Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых (Ной – библейский персонаж, который был спасён Господом во время Всемирного потопа вследствие благочествия его и его семейства) сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба. (слайд 3) Господу не понравилось это дело. (слайд 4) В наказание за такое суетное и гордое предприятие ин смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». (слайд 5) Вот эти события и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Святой истории Ветхого Завета»)

1-й ведущий (слайд 6) В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.

2-й ведущий Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране. Какие языки мы можем услышать в нашем крае?

1-й ведущий (слайды 7-11) Мы можем услышать украинский язык, язык армян, греков, адыгов и др. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.

(Стихотворение Н.Банко «Родной язык» читает уч-ся ……………………)

(Конкурсное стихотворение)

Родной язык

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свой – это честь.

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком.

Ты говоришь всегда, индус,

О языке своём.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, -

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

А ясудьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот по-русски говорю

Уже тринадцать лет.

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден, и могуч,

И грозен для врагов.

Суворов одобрял солдат

На русском языке!

Бессмертный Пушкин сочинял

На русском языке!

Законы Менделеев дал

На русском языке!

«Долой царя!» - народ сказал

На русском языке!

2-й ведущий. (слайд 12) Мой родной язык – русский. Константин Георгиевич Паустовский говорил «Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость».

1-й ведущий. (слайд 12) А Н.Г. Чернышевский говорил «Изучать родной язык необходимо,… чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей». Знать свой язык обязан каждый. Сейчас мы проверим, какими знатоками родного языка вы являетесь. Объявляется конкурс «Знатоков родного языка», в котором принимают участие представители каждого класса ……. (представление участников конкурса)

2-й ведущий. Оценивать участие в конкурсах будет жюри в составе ….. .

Основная часть

1-й ведущий. Наш родной язык богат пословицами.

– Что такое пословица? (Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость).

Для чего нужны пословицы? (Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной).

2-й ведущий. Пословицы не даром молвятся,

Без них прожить нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни новые друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

1-й ведущий. (слайд 13) Объявляется 1-й конкурс «Дополни пословицу»

Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:

Век живи - …(век учись).

Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).

Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

Землю солнце красит, а человека - …(труд).

Нет друга – ищи, … (а нашёл береги).

Человек без Родины, … (что соловей без песни).

Поспешишь … (людей насмешишь).

Язык мой - …(враг мой).

Семеро одного … (не ждут).

Хочешь, есть калачи …(не сиди на печи).

Делу время … (потехе час).

Друзья познаются в …(беде).

2-й ведущий. В то время пока участники выполняют задание, объявляется конкурс для зрителей «Вопрос-ответ». За правильные ответы вы будете получать жетоны, и затем мы выявим лучшего знатока русского языка из зрителей.

Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что?

Сколько падежей в русском языке?

Какие вопросы имеет родительный падеж?

Какие вопросы имеет винительный падеж?

Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы: что делать? что сделать и др.

Из чего состоит наша речь?

Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

В каком времени может находиться глагол?

Какие глаголы относятся к 1-му спр., какие ко 2-му спр.?

Назовите местоимения 1 (2,3) лица?

1-й ведущий. Проверим выполненные задания участников.

2-й ведущий. (слайд 14) Предлагаю послушать песню «Родной язык» Р.Гамзатова в исполнении социального педагога Л.Д. Дергаченко.

1-й ведущий (слайд 15) Конкурс «Крылатых выражений»

Что такое крылатые выражения? (Крылатые выражения - попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность).

2-й ведущий. Раскроите смысл этих выражений.

Во весь дух. (Быстро)

Сесть в лужу. (Быть обманутым)

Прикусить язык. (Замолчать)

Знать на зубок. (Выучить)

Оказаться у разбитого корыта. (остаться не с чем)

В час по чайной ложке. (медленно)

Водить за нос.(обманывать)

Зарубить на носу. (запомнить)

Чесать языком. (болтать)

Делать из мухи слона. (преувеличивать)

Белая ворона. (о лишнем человеке)

За красивые глаза. (бесплатно, даром, просто так)

(Стихотворение Галины Пурга «О родном языке» читает ученица ……….)

(Конкурсное стихотворение)

О родном языке

Уму и сердцу язык твой проводник,

Без него попадёшь ты в тупик.

Язык твой – жизнь твоя, твои мечты,

Ты без него уже не ты.

Язык твой как родная мать,

Которую не унижать нельзя, не оскорблять.

Его ты должен, друг, благодарить

За то, что правильно умеешь говорить.

Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч,

Люби его за то, что он могуч.

Язык твой – щит, твоё общенье

Не допусти к нему пренебреженья.

Не дай повесить родному языку чужой ярлык.

Наследие твоё – твоя земля и твой язык

И искажать его невеждам не давай,

Об этом, ты, дружок не забывай.

2-й ведущий. Игра на внимание . Если я называю имя существительное в ед. ч. Вы хлопаете в ладоши, если во мн.ч. – поднимаете руки вверх и трясёте пальцами. (Тетрадь, карандаши, ведро, дети, пальто, человек, тигры и т.д.)

А теперь я называю слово в ед. числе, а вы должны назвать его во мн.ч.

Цветок - … ,

железо - … ,

хлопок - … ,

глаз - … ,

озеро - … ,

зверь - … ,

молодёжь - … .

2-й ведущий. (слайд 16) Выступает танцевальная группа с танцем «Хоровод»

1-й ведущий. Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч слов.

2-й ведущий. (Стихотворение Сергея Баруздина «Стихи о человеке и его словах» читает уч-ся ….)

(Конкурсное стихотворение)

Стихи о человеке и его словах

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твёрдые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

Много слов на свете,

Много дел на свете,

Если дела нету –

Слово – это ветер.

Слово улетает,

Не поймаешь снова…

Человек без дела –

Человек без слова!

1-й ведущий. (слайд 17) Проверим, какой запас слов у наших участников. Объявляется конкурс «Богатый словарный запас»

Задание: сказать как можно больше прилагательных, описывая предлагаемый вам предмет.

2-й ведущий. (Стихотворение Александра Яшина «Русский язык» читает уч-ся ….)

(Конкурсное стихотворение)

Русский язык

(отрывок)

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех, он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь выскажи боль души.

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная, живуч.

Он – язык луны и планеты,

Наших спутников и ракет,

В школе, дома и на совете

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

1-й ведущий. Слово – это удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке великое множество слов. Но сколько их? На этот вопрос не может утвердительно ответить не один специалист. Богатая разнообразная лексика русского языка собрана в словарях. Словари – это сборники слов, расположенных в алфавитном порядке.

Объявляется конкурс «Грамотеев». (слайд 18) Участникам предлагается возможность показать свою грамотность. Вы будете работать с орфографическими словарями.

Вставьте пропущенные буквы.

ра внина

фи зкуль тура

би бли отека

колонн а

расс тояние

здрав ствуйте

грамо та

про да вец

мо роже ное

го сударство

ле карство

на се комое

эле ктричество

вело си пед

або не мент

бюлл етень

опе рация

терр итория

са на торий

паци ент

або не мент

пи анино

фе сти валь

обра зо вание

искусс тво

ко фе

наци онально сть

кви танция

ави ация

пра вительство

ко лония

био графия

венти ляция

ка та строфа

окрест ность

ди аметр

предпри ятие

восс тание

бух галтер

гарни зон

комисс ия

обязанн ость

2-й ведущий. Конкурс для зрителей «Весёлые вопросы»

Сколько гласных в корне слов: семья, сорока? (2,3)

Сколько горошин может войти в стакан? (Они не могут ходить)

Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет разговаривать)

Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным)

Что самое первое мы делаем утром? (Просыпаемся)

Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая)

Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой)

За чем во рту язык? (За зубами)

Почему шапку покупают? (Потому что бесплатно не дают)

Назовите имя первой женщины-лётчика? (Баба-Яга)

Без чего хлеб не испечёшь? (Без корки)

У кого есть шляпа без головы, а нога без сапог? (У гриба)

Чем заканчивается день и ночь? (Мягким знаком)

Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (Буква б)

1-й ведущий. Проверим правильность выполнения задания конкурса «Грамотеев»

2-й ведущий. Знаете ли вы, что в 17 веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича за матерные слова, произнесённые публично, полагалась смертная казнь? Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем.

1-й ведущий. Что нужно делать чтобы наша речь была грамотной, вежливой? (слайд 19)

Заповеди речевого этикета

1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

2. Помни, что вежливость - основа речевого поведения.

3. Уважай собеседника, не перебивай его.

4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться

5. Говори просто, четко, понятно.

6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.

2-й ведущий (Стихотворение «В день родного языка» читает ученик ….)

(Конкурсное стихотворение)

В день родного языка

Мы станем ценить каждое слово,

Участь его была не легка,

Но мы сохраним наследие живое!

Прадеды наши и наши отцы

Нам передали красу неземную

Русского слова из русской души,

Что задевает всех нас за живое.

С праздником Вас, весь российский народ

Мы поздравляем и смело желаем

Освободиться от бренных забот.

И пусть страна зацветёт, процветает!

Итог занятия

2-й ведущий. Пока наше уважаемое жюри будет подводить итоги конкурса, мы предлагаем вашему вниманию сценку «Секреты здоровья» в исполнении нашего школьного кукольного театра.

1-й ведущий. Слово для подведения итогов конкурса «Знатоки родного языка» (участник конкурса, зритель, чтец) предоставляется жюри.(слайд 20)

2-й ведущий Сегодня, у нас с вами состоялась очень важная встреча. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту родного языка.

1-й ведущий. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.

Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина.

Список используемой литературы

    Давыдова Т.: Дружок: Пословицы, поговорки, крылатые выражения; издательство Стрекоза,2009

    Клюхина И.В. Пословицы, поговорки и крылатые выражения; издательство ФГОС, 2008

    Сапожников, В. Золотов:Священой истории Ветхого Завета; Букинистическое издание, 1990

    Ромашкина Н.Ф. : Внеклассные мероприятия в игровой форме; издательство ГЛОБУС, 2005

Сложно себе представить, как общались люди, когда средством коммуникации был не язык, а, к примеру, жесты или мимика. Наверняка сегодня, сегодня мы бы не сумели передать настолько выраженно и ярко все и переживания, мысли воплощая их в песни, стихи или прозу.

В нашем мире существует около 6 тысяч языков,все они уникальны и имеют свою неповторимую историю. С их помощью мы выражаем своей сущность, показываем свой менталитет, культуру и традиций другим народам на Земле. Лишь с помощью речи мы способны расширять свой кругозор, познавать культуры других стран, поэтому нужно уважать языки всех населений и держав, чтобы налаживать и сохранять дружественные и мирные с существующими на нашей планете народами. С этой целью был создан Всемирный день родного языка, история развития которого длилась тысячелетиями. В нашей статье, мы расскажем вам, с какой целью был принят и как отмечается этот праздник во всем мире.

21 февраля – День родного языка

В 1999 году 17 ноября генеральной конфессией ЮНЕСКО было принято решение о необходимости создания праздника День родного языка, который бы напомнил людям о том, как важно ценить и уважать родной язык и языки других народов, стремиться к многоязычию и культурному разнообразию. Датой празднования назначили день 21 февраля, после чего, во всем в этот день мире начали устраивать празднования.

– это не просто праздник, это повод выразить благодарность всем, кто творил историю русской речии совершенствовал ее.Еще во времена революций, в стране насчитывалось более 193 языков. Со временем, до 1991 года их количество сократилось до 40-ка.

Во всем мире, языки рождались, «жили» и вымирали, поэтому сегодня очень сложно сказать, сколько за всю историю человечества их существовало. Об этом могут свидетельствовать только некоторые находки с непонятными надписями и иероглифами.

Мероприятие ко Дню родного языка

В честь праздника, во многих школах и учебных учреждениях принято проводить олимпиады по написанию стихов, сочинений, как на своем, так и на любом другом доступном языке, а те, кто наиболее удачно справиться с заданием, получает заслуженный приз.

Более глобально отмечают праздник День родного языка в России,стране полной красноречивых поэтов, музыкантов. 21 февраля в школах и ВУЗах РФ проводят целые литературные и творческие фестивали, литературно-поэтические вечера, с чтением стихов, поэм, в которых победители так же получают награды.

Внеклассное мероприятие «День родного языка»

Идея: «Язык является наиболее мощным инструментом сохранения и развития нашего культурного наследия в его материальных и нематериальных формах. Любая деятельность по содействию распространению родного языка поможет не только лингвистическому разнообразию и многоязычию, но и более полному пониманию языковых и культурных традиций во всем мире, а также солидарности на основе понимания, терпимости и диалога» (ЮНЕСКО)

Цель: вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка, воспитать уважение к культуре и традициям своего народа.

Учитель

Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А. П. Чехов.

Тринадцать лет назад на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка. Это произошло в ноябре 1999 года, а отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления.

Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля. Сегодня важно изучение и любви к родному языку. Ведь язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.

А как красиво сказал о родном языке русский писатель, историк Николай Михайлович Карамзин: «Да будет же честь и слава нашему языку, который течет, как гордая величественная река – шумит, гремит – вдруг, если надобно смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу».

Согласитесь, друзья, приятно слушать правильную, красивую и плавную речь. Невольно вспоминаются строки Александра Сергеевича Пушкина о царевне Лебеди: «Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит». Ведь и в самом деле, человеческая речь напоминает журчание речки. Недаром, «речь» и «речка» - слова, возникшие из одного корня.

Сегодня мы с вами тоже, как и все мировое сообщество, празднуем День родного языка.

Валя

Спросят меня: что похоже на море?

Русский язык,- не замедлю с ответом.

Он словно море, согреет зимою,

Свежесть подарит засушливым летом.

Алёна

Русский язык – безграничное море!

В глуби морской я дождался улова,

Выловил ключ, открывающий радость,-

Этим ключом было русское слово…

Коля

Язык наш драгоценный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

(Музыкальное отступление)

Сегодня очень важный день. Ведь когда мы говорим на родном языке, мы сохраняем культуру и традиции своего народа.

1-я страница «Словари»

1-й ведущий : Словари помогают нам правильно написать слово, объяснить его значение, узнать, из какого языка оно пришло к нам, заменить его сходным по смыслу.

2-й ведущий : Сколько же слов в русском языке?

1-й ведущий : Если считать все слова, которые, постепенно накапливаясь, составили лексикон русского языка, их окажется около миллиона. Это большое богатство, но мы сохранили его не полностью, потому что поздно стали записывать слова, составлять словари, первоначально старались записывать странные слова.

2-й ведущий: В первом печатном словаре, появившемся в 1596 году, было всего 1061 слово – это очень много по тем временам. В конце XVIII века составлен «Словарь Академии Российской» - в нем 42 257 слов.

1-й ведущий : Лишь в 1863 году, спустя 267 лет, вышел в свет « Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля» в 4 – х томах, который насчитывал 200 000 слов.

2-й ведущий : 53 года Даль собирал, составлял и совершенствовал свой словарь. Это необыкновенный словарь! Его можно читать, как книгу!

1-й ведущий : Создаются все новые и новые словари. «Словарь живого великорусского языка» берут в руки не для того лишь, чтобы отыскать нужное слово. Его открывают как величайшую сокровищницу языка, как богатейшее собрание пословиц – хранилище народной мудрости. Его читают как повесть, его изучают как энциклопедию жизни русского народа!

2-й ведущий - Мы обращаемся к нему, когда читаем сказки, мифы, былины, книги Пушкина, Шмелева, Ремизова, Некрасова, Тургенева.

Презентация о В.И. Дале

Я вам расскажу о Владимире Ивановиче Дале, создателе знаменитого “Толкового словаря живого великорусского словаря”.

Родился В.И. Даль 1801 года в местечке Лугани (отсюда и псевдоним у него: Казак Луганский).

Отец его был датчанин, а мать – дочь петербургского чиновника. И отец, и мать знали несколько языков.

Когда В.И. Далю было 13 лет, отец его определил в Морской кадетский корпус, который Даль окончил в 17 лет.

После окончания Морского корпуса, в 1819 году, В.И. Даль был направлен на службу в Черноморский флот, в г. Николаев, а затем после 3 лет службы переведен в Кронштадт, и вскоре он совсем оставил морскую службу.

Интерес к русскому языку появился у Даля ещё в юности. В Морском корпусе он усиленно занимался литературой, писал стихи. 1819 год можно считать началом работы В.И. Даля над словарём.

Проезжая по Новгородской губернии, он записал заинтересовавшее его слово “замолаживать” (“иначе пасмурнеть, клониться к ненастью”). С тех пор, странствуя по огромным просторам России, В.И.Даль не расставался со своими записями, постоянно пополнял их новыми словами, меткими изречениями, пословицами, поговорками. Накопил и обработал к концу жизни 200 тысяч слов.

Портрет старого Даля оставил нам замечательный художник Перов. Владимир Иванович сидит в высоком, просторном кресле. На нем коричневый шерстяной халат, который он любит надевать дома. Крупные, сильные руки покоятся на красном шелковом платке, разложенном на коленях. Пальцы длинные и тонкие, а кисти крепкие, жесткие – руки мастера, знающего ремесла, привыкшие к работе. Даль очень худощав, у него смолоду впалые щеки. Длинный тонкий нос подчеркивает худобу лица. Седая борода как бы стекает со щек и подбородка. Седые волосы обрамляют крутой, высокий лоб, к такому лбу подходит название “чело”. Под четко очерченными бровями ясные серо-голубые глаза – проницательные, всезнающие и вместе молодые, слегка удивленные глаза мудреца. Даль пристально смотрит куда-то: на зрителя и чуть мимо. То ли видит что-то за годами и верстами, то ли залетает взглядом в будущее, то ли в себя заглядывает. Удобно устроился в кресле. Руки спокойно сложены, но в них чувствуется готовность и способность к труду.

И не менее сильно, чем глаза, лоб, волосы, запечатлел художник на лице Даля то, что всего труднее передать, - глубину мысли. В кресле старый Даль не отдыхает – работает: он думает.

Более полувека прошло с того дня, когда негнущимися, замерзшими пальцами открыл юный мичман свою тетрадку, нацарапал в ней карандашиком первое слово: “замолаживает”. В эти полвека с лишним Владимир Иванович Даль, если вывести “среднюю цифру”, при двенадцатичасовом рабочем дне едва не каждый час записывал и объяснял одно слово...

« Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово» (Н.В.Гоголь).

2-я страница «Буквы русского алфавита»

1-й ведущий : Мы расскажем о самых интересных буквах русского алфавита! В начале русских слов самой редкой является буква… А.

2-й ведущий : Да, русский язык почти совсем не терпит слов, начинающихся на а . А нанас – индейское; А бажур – французское.

1-й ведущий : Буква А почти не встречается в начале исконно русских слов, но в середине, в конце слова – сколько угодно!

2-й ведущий : Вот еще молодая буква! Буква Э! Она в азбуке появилась в 1735 году.

1-й ведущий : Встретили ее неприветливо! Ломоносов считал, что без нее вполне можно обойтись!

2-й ведущий : Вместе с Э в азбуку официально была введена и буква Й.

1-й ведущий : Эту букву начали употреблять еще в 16-17 веках, составлена она была из буквы И, над которой писал значок, называемый кратка – «и с краткой».

2-й ведущий : А есть буква алфавита, которой в русских словах нет вообще!

1-й ведущий : Если вы заглянете словарь, то убедитесь, что любое слово с Ф пришло к нам из другого языка: ф онарь – слово из греческого языка, коф е – из арабского.

2-й ведущий : Загляните в художественные тексты зарубежных писателей! Буква Ф здесь чувствует себя, как дома!

1-й ведущий : А редкость буквы Ф в нашем классической литературе – это лишь доказательство чистоты русского языка наших великих писателей!

2-й ведущий : Смотри-ка, здесь написано, что «Королева Виктория зачислена в штат посольства в должности секретаря» Сегодня что, первое апреля?

1-й ведущий : нет

2-й ведущий : Королева не может быть секретарем!!!

1-й ведущий : Королева…не может, конечно. Дело в букве! В букве Ё

2-й ведущий : Не «королева», а «королёва»?

1-й ведущий : Да, Королева Виктория

2-й ведущий : Ты пишешь букву Ё?

1-й ведущий : нет

2-й ведущий : И в книгах ее не печатают.Дело в том, что буква Ё обязательна для всех граждан России в возрасте до 13 лет. По «Правилам русской орфографии и пунктуации». Букву Ё обязательно нужно ставить в детских книгах и учебниках для младших классов.

1-й ведущий : Вот отсюда и ошибки! Королева вместо Королёвой Виктории…

2-й ведущий : Удивительная буква Ё …

1-й ведущий : Ты знаешь, что в Ульяновске в сквере Карамзина памятник установили букве Ё. Единственный памятник букве Ё.

2-й ведущий : И как он выглядит?

1-й ведущий : Это прямоугольная плита из черного мрамора, на которой выбита «ё».

2-й ведущий : В ноябре в Санкт–Петербурге в Петропавловской крепости отмечают день рождения букве Ё.

1-й ведущий : Почему именно в Санкт–Петербурге?!

2-й ведущий : Она там родилась. 224 года назад. Екатерина Дашкова поинтересовалась, правильно ли изображать один звук двумя буквами и привела в качестве примера слово «ёлка». Раньше в слове «ёлка» писали 5 букв, вместо Ё было 2 буквы. В этот же день было принято решение ввести новую букву русского алфавита – «ё», а Дашкова стала «мамой» новой буквы.

1-й ведущий : Так у буквы Ё есть и папа?

2-й ведущий : Есть. Николай Карамзин!

1-й ведущий : Значит, инициатором появления «Ё» в русском языке является княгиня Дашкова, а воплотителем этой инициативы –Карамзин.

2-й ведущий : Какое место в алфавите занимает буква Ё?

1-й ведущий : Ё – седьмая буква алфавита!!!

2-й ведущий : В 1875 году в «Новой азбуке» Льва Толстого буква Ё стояла на

31 месте. Формально буква «Ё» вошла в алфавит только в 1942 году! За букву боролись, а сейчас многие забыли о ней. Название только магазинов: «Все для дома», «Все для дачи», «У нас все для вас».

1-й ведущий : Есть памятник букве! А памятник слову тоже есть?

2-й ведущий : Есть! Первый в мировой истории памятник, посвященный русскому слову, установили в этом году в Белгороде

1-й ведущий : А как он выглядит?

2-й ведущий : Представь себе четырехметровый монумент в виде бронзовой книги Библии, на раскрытой странице которой выпуклым шрифтом набран русский текст Священного Писания.

3-я страница «Иноязычные слова»

1-й ведущий – Иностранное происхождение имеют многие популярные у нас собачьи клички. Дело в том, что крестьяне в российских деревнях не часто могли позволить себе содержать собаку. Помещики же, напротив, часто держали десятки и даже сотни охотничьих собак в своих загородных имениях

2-й ведущий : Точно, они даже взятки брали «борзыми щенками»

1-й ведущий : Поскольку французскими и английским языками российские дворяне владели в совершенстве, имена своим собакам они давали иностранные. Некоторые из них широко распространялись в народной среде.

2-й ведущий – Ты утверждаешь, что Шарик иностранного происхождения?

1-й ведущий – Да! Шарик – в переводе на русский – милашка.

2-й ведущий – А Барбос? Жучка…

1-й ведущий – Бобик и Тобик – варианты русской адаптации английского имени Бобби. Жучка от Джулли.

2-й ведущий : А что же великий и могучий русский язык?

1-й ведущий : Во многие языки мира вошло русское слово мужик, бабушка, блины… Слово пошлость попало в словарь английского языка потому, что писавший на этом языке В.Набоков, отчаявшись найти его полноценный аналог, в одном из своих романов решил оставить его без перевода.

1-й ведущий – Слова спутник и товарищ известны во всем мире. Появлению слов КИСЛОТА и РАВНОВЕСИЕ мы обязаны Ломоносову. Н.М. Карамзин обогатил наш язык словами промышленность, общественный.

2-й ведущий – Радищев – автор «Путешествие из Петербурга в Москву» - ввел в русский язык слово гражданин в современном его значении.

4-я страница «За чистоту устной речи, за правильность и красоту слова»

1-й ведущий : «Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело», - так писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.

2-й ведущий – Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев!

1-й ведущий – Русский мыслитель, ученый, гражданин, жизнь которого стала подвигом за духовность нашего народа, за все доброе и прекрасное.

2-й ведущий - О чем чаще всего свидетельствует речь человека? О том, что у него на сердце. Скрыть свои мысли человек может молчанием. Приукрасить свои поступки человек может лестным о себе словом. Но при всем искусстве поведения языка не может скрыть того, чем живет сердце человека. Недаром так широко распространялись поговорка: «Язык мой – враг мой!» А он должен быть другом человека.

1-й ведущий – Вот почему Дмитрий Сергеевич утверждал, что по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем имеем дело.

2-й ведущий – Он считал, что учиться хорошей, спокойной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». . «Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она “затягивает”».

1-й ведущий – Дмитрий Сергеевич утверждал, что «в основе любых жаргонных, циничных, выражений и ругани лежит слабость. “По- настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо».

2-й ведущий – Вот одно из мудрых высказываний ученого – современника XX века: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирайте достойное, а не легкое»

Учитель: Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. А если его не учить?

Сценка «Наши падежи»

Ученик: Да!

Учитель: Начинай!

Вот и всё!

Ученик: В предложном!

А может быть и так!

Ученик Синичкин: Никакого.

Учитель: Почему же?

Учитель: Почему?

Учитель: А ты-то при чём?

Дорогие ребята! Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!

Замечательный русский писатель Максим Горький написал о русском языке: «Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык – тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им».

Чтобы хорошо овладеть русской речью, нужно больше читать произведений таких мастеров слова, как И.А. Крылов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев . Чтение повышает грамотность, а, как говорит народная пословица, «Грамота – к мудрости ступенька».

Великим, могучим, правдивым и свободным называл наш язык И. С.Тургенев. Он призывал беречь «чистоту языка, как святыню»

Ученик:

Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили.

Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Язык писателей нам служит образцом.

Он мудростью народною отмечен.

Овладевайте же литературным языком!

Боритесь за культуру речи!

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной…

(Звучит музыка)

Сценка «Наши падежи»

Учитель: Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую.

Ученик выходит к доске и готовится писать.

Учитель(диктует): “Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться.”

Ученик пишет под диктовку на доске.

Учитель: Прекрасно! Подчеркни в своём рассказе все имена существительные.

Ученик подчёркивает слова: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание».

Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Понял?

Ученик: Да!

Учитель: Начинай!

Ученик: “Папа и мама”. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный.

Ругали кого, чего? Вову. “Вова” - это имя. Значит, падеж именительный.

Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у “поведения” падеж творительный.

Вова молчал виновато. Значит, здесь у “Вовы” падеж винительный.

Ну, а “обещание”, конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал!

Вот и всё!

Учитель: Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?

Ученик: Какую? Конечно, пятёрку!

Учитель: Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово - “пятёрку”?

Ученик: В предложном!

Учитель: В предложном? Почему же?

Ученик: Ну, я же её сам предложил!

Сценка «На уроке русского языка»

Учитель: Послушаем, как вы выучили домашнее задание. Кто пойдёт отвечать первым, тот получит на балл выше.

Ученик Иванов (тянет руку и кричит): Марь Иванна, я буду первым, ставьте мне сразу три!

Учитель: Твоё сочинение о собаке, Петров, слово в слово похоже на сочинение Иванова!

Ученик Петров: Марь Иванна, так мы же с Ивановым живём в одном дворе, а там у нас одна собака на всех!

Учитель: У тебя, Сидоров, замечательное сочинение, но почему оно не закончено?

Ученик Сидоров: А потому что папу срочно вызвали на работу!

Учитель: Кошкин, признайся, кто тебе написал сочинение?

Ученик Кошкин: Не знаю. Я рано лёг спать.

Учитель: Какого рода слово «яйцо», Синичкин?

Ученик Синичкин: Никакого.

Учитель: Почему же?

Ученик Синичкин: Потому что неизвестно, кто из него вылупится: петух или курица.

Учитель: Петушков, определи род слов: «стул», «стол», «носок», «чулок».

Ученик Петушков: «Стол», «стул» и «носок» - мужского рода, а «чулок» - женского.

Учитель: Почему?

Ученик Петушков: Потому что чулки носят только женщины!

Учитель: Мешков, какой частью речи является слово «суховатый»?

Ученик Мешков, встав, долго молчит.

Учитель: Ну, подумай, Мешков, на какой вопрос отвечает это слово?

Ученик Мешков: Каковатый? Суховатый!

Учитель: Сидоров, почему ты ешь яблоки на уроке?

Ученик Сидоров: Жаль терять время на переменке!

Учитель: Прекрати сейчас же! Кстати, почему тебя вчера не было в школе?

Ученик Сидоров: Мой старший брат заболел.

Учитель: А ты-то при чём?

Ученик Сидоров: А я катался на его велике!

Учитель: Сидоров! Моё терпение лопнуло! Завтра без отца в школу не приходи!

Ученик Сидоров: А послезавтра?

Учитель: Сушкина, придумай предложение с обращением.

Ученица Сушкина: Марь Иванна, звонок!

Loading...Loading...