Сфинксы на египетском мосту. Тайны Древнего Египта на набережной Фонтанки: история создания и мифы Египетского моста История сфинксов на египетском мосту

Он соединяет две части Лермонтовского проспекта, проходящие над рекой. И пусть он не находится в самом историческом сердце города, стоит выделить время на его осмотр, так как история его создания и его служения городу уникальна и поучительна.

История создания Египетского моста

Первоначально по своей конструкции это был цепной мост, появившийся один из первых в своем роде в Санкт-Петербурге. В то время, а именно в конце XVIII – в начале XIX веков, только зарождалась идея создания таких конструкций, причем одновременно сразу в нескольких развитых странах. Тогда только начинали использовать металл в строительстве, учитывая большую гибкость металлических сплавов по сравнению с чугуном. Таким образом, конструкторы XVIII века задумали новый формат переправы через реку – подвесное полотно на железных цепях.


Пионером в Санкт-Петербурге, а также одной из первых конструкций подобного типа был мост под названием Екатерингофский, который, к сожалению, уже не существует. В 1823 году начали строить второй, аналогичный мост – Патнелемоновский, и сразу же приступили к созданию Египетского моста, соединяющего два берега Фонтанки.

В начале XIX века во всем мире пользовалась большой популярностью тема изучения востока, и, в первую очередь, Древнего Египта. В архитектуре Петербурга это увлечение отразилось в виде фонтанов возле Пулковской горы, украшенных сфинксами. В Царском селе имеются ворота в Египетском стиле, а прямо напротив Академии художеств стоят известные всем сфинксы.


К сожалению, точной даты начала конструирования Египетского моста в Спб не сохранилось. Известно только, что в начале 1825 года уже был указ от главнокомандующего путей сообщений Питера, герцога герцог А. Вюртембергского, о необходимости срочного завершения процесса проектирования. Вниманию герцога были предложены два варианта конструкций с разными сметами, однако оба не подошли из-за показавшейся начальству дороговизны проекта. В итоге к исполнению взяли третий вариант, самый упрощенный, по которому переправа строилась по минимальному расстоянию между берегами Фонтанки, не учитывая географию прилегающих улиц.

Работы велись не так быстро, как хотелось бы. Задержку в основном вызывали постоянные отсрочки каменных работ. В итоге для гранитных устоев моста был использован тот же гранит, что и для облицовки Михайловского замка. Проект предусматривал окончание работ до декабря 1825 года, но итоговые сроки сдачи были перенесены почти на год.


Так как мост не был самым первым в Питере, и у конструкторов уже имелся некоторый опыт, его конструкция представляла собой более легкую конструкцию Пантелеймоновского моста его улучшенный вариант. Поддерживали его три цепи, а порталы были украшены египетскими иероглифами. Также в украшении использовалась позолота.

Трудами П.П. Соколова были созданы чугунные фигуры сфинксов, установленные на пьедесталах возле мостовых устоев. Первоначально создали пару тестовых фигур, которые оставались долгое время в запасе. Уже во второй половине XX века они нашли свое применение на пристани возле Каменноостровского моста.

Торжественное открытие движения по Египетский мосту в Санкт-Петербурге, было назначено на 25.08.1826 года. Он получился почти 55 метров длиной, 11 метров шириной. Иногда его еще называли «поющим мостом» из-за лязга цепей, возникающего при ходьбе по мосту.

Крушение в 1905

Трагическое и вызвавшее неоднозначную реакцию в народе событие произошло морозным январским днем 1905-го года. 20 января египетский мост в Петербурге рухнул, не выдержав нагрузки от проходящего по нему полка кавалеристов.

В момент крушения на него также заехала колонна из одиннадцати саней. На такую нагрузку, конструкция, по-видимому, рассчитан не была, цепи оборвались, и все находящиеся на тот момент люди упали в Фонтанку.


Пресса говорила о том, что представители высших военных чинов, возглавлявшие полк, успели дойти до берега, тогда как основания часть кавалеристов, а также одна случайная женщина с ребенком – нет.

Событие произошло около 12:30, а уже к 14:00 всех пострадавших доставили на берег и оказали необходимую помощь. По официальной версии, крушение моста не привело к гибели людей.

Это событие было встречено жителями Петербурга с определенной долей недоверия. К тому же Египетский мост ремонтировали за год до события, в 1904 году, и проводили укрепительные работы незадолго до самого крушения – я начале января.

По результатам расследования пришли к выводу, что причина обрушения кроется в низком качестве используемого при строительстве металла. Он оказался хрупким, и имел полости.

Это событие стало классической иллюстрацией силы резонанса, применяющейся по сей день на уроках физики в школах. Предположительно, кавалерийский полк, маршируя в одну ногу, создал настолько сильный резонанс, что опоры моста не выдержали.


Сейчас попадая на мост военным отдается приказ маршировать не в ногу, чтобы не рисковать. Есть и противники этой версии. Резонанс вполне мог быть причиной создания повышенной нагрузки, но свидетели говорят о том, что значительная часть полка передвигалась верхом, то есть ни о какой ходьбе в ногу речь не шла.

Восстановление Египетского моста в Санкт-Петербурге

В любом случае конструкторы пришли к выводу о необходимости дополнительных проверок с целью не допустить больше таких аварий. Цепи в подобных конструкциях было решено заменить гибкими многопроволочными канатами, которые способны выдержать огромную нагрузку. Такая тактика строительства подвесных мостов начала внедряться уже в первые годы XX века.


Мост обвалился полностью. Единственным, что уцелело, были мостовые устои, выполненные из гранита, и стоящие на пьедесталах сфинксы. Его не спешили восстанавливать, но требовался проезд через реку.

Поэтому сразу же, в 1905 году, в районе переулка Макаренко построили деревянный мост. Однако он не прижился и был очень неудобный для проезда.

Для того, чтобы попасть на этот мост было необходимо выезжать с широкого Лермонтовского проспекта на очень узкую набережную. Проект нового Египетского моста никак не получить одобрение властей города. По одной из версий, за период с 1905 по 1913 год было разработано и предложено 17 вариантов, однако ни один не был реализован. Наступили сложные времена – началась Первая мировая война, по окончании которой разразилась Революция.

Новый Египетский мост в Петербурге построили только в 1954-1956 годах. В эксплуатацию его сдали 30.12.1955, разобрав деревянную временную переправу в следующем году. Архитекторы сохранили фигуры сфинксов на мостовых, присоединив к ним еще обелиски в виде торшеров.

В 1989 году в результате ДТП одна из фигур сфинксов оказалась в реке. Ее достали и вернули на прежнее место. В дальнейшем скульптуры реставрировались повторно в 2004 году. Новый мост получился 44 метра длиной и 27 метров шириной.

Мифы и легенды

История с обрушением подвесного Египетского моста в воду спровоцировала рост многих мистический версий объяснения. Существуют даже городские легенды об этом событии. Так, по одной из них, между молодой жительницей Санкт-Петербурга, проживающей неподалеку от моста, и военным офицером был роман. Но офицер повел себя непорядочно, обманул девушку. И тогда она обозлилась. Однажды, увидев проезжающий по мосту полк из окна своего дома, она громко крикнула «Чтоб вам всем провалиться на месте!», что сразу же и произошло.


Многие также обвиняют в аварии сфинксов. Скульптуры были сделаны на месте. Они никогда не имели никакой связи с Древним Египтом, но простые люди одаривали их самыми различными сверхъестественными способностями. Люди считали, что мост не просто «поет» из-за скрипящих цепей, а поют сами сфинксы, причем исключительно погребальные песни.

Конструкция

Новая переправа не была создана по подобию старого. Основной целью нового Египетского моста в Питере было соединить два берега реки Фонтанки, при этом оставаясь легкой и не затратной конструкцией. Но совсем отойти от применения мотивов Древнего Египта новые архитекторы не решились. В дизайне использовались украшения лавровыми венками и цветами лотоса. Также сохранились сфинксы, что и позволило оставить прежнее название.


Последнюю реконструкцию чугунных сфинксов провели в 2004 году, обнаружив первоначальный слой позолоты на их головах. Скульптуры были сильно повреждены, во многих местах имелись трещины. Все отпечатки времени удалили, скульптуры снова позолотили. На сегодня сфинксы относятся к старейшим памяткам культуры Санкт-Петербурга.

Как добраться?

Быстрее всего добраться к Египетскому мосту в Санкт-Петербурге можно от станции метро «Балтийская». Нужно выйти на этой станции и проследовать на Обводный канал. Оттуда свернуть на Лермонтовский проспект, по которому нужно пройти еще минут 10-15. Вдали появятся очертания известных зеленых обелисков под светом фонарей, и там же – фигуры сфинксов, охраняющих вход на мост.

Если есть немного свободного времени и желания пройтись, также можно выйти на станции «Технологический Институт», оттуда перейти на 1-ю Красноармейскую, а затем свернуть на проспект Троицкий. Так можно будет по дороге посмотреть Троицкий собор Санкт-Петербурга.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, 151-153.

Достопримечательности рядом

По дороге к Египетскому мосту туристу выдается возможность отдохнуть немного, прогулявшись по таким известным питерским паркам, как Юсуповский или Измайловский сады, посетить усадьбу Г.Р. Державина. Если ехать до станции метро «Технологический Институт», то в шаговой доступности будет также океанариум Санкт-Петербурга.

Египетский мост – является настоящим украшением города, одним из знаковых мест Петербурга. Для некоторых он служит в качестве примера, говорящего о том, что все новое, лучше несколько раз проверить до введения в эксплуатацию. Для других – это мистический путь над рекой, охраняемый экзотическими творениями. К какой из категорий принадлежать, возможно решить лишь посетив эту достопримечательность Санкт-Петербурга.

Египетский мост соединяет между собой Коломенский и Безымянный острова через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.

Египетский мост получил своё название из-за своеобразного оформления: в архитектуре старого моста отразился характерный для начала XIX века повышенный интерес к искусству Древнего Египта. Порталы, колонны, а также карниз и другие части были украшены орнаментами из иероглифов.

Прообразом моста послужил висячий цепной Пантелеймоновский мост через реку Фонтанку у Летнего сада. Египетский мост является его облегчённым вариантом, с тремя поддерживающими цепями вместо пяти.

Краеведы Петербурга искали ответ на вопрос о цели возведения такого красивого, парадного моста вдали от парадной части Санкт-Петербурга. Самая распространённая версия связывает мост с находящимися неподалёку армейскими казармами. Возможно, таким образом, правительство пыталось воспитать в армии имперский патриотизм и благоговение. Но явного ответа на этот вопрос история не даёт.

Египетский мост был построен в 1825-1826 годах по проекту и под руководством инженеров В. фон Треттера и В. А. Христиановича, авторов построенного ранее цепного Пантелеймоновского моста. Для моста были построены выступающие в реку устои, облицованные гранитом. В отличие от своего прообраза - цепного Пантелеймоновского моста, полотно поддерживалось тремя нитками цепей. Эти цепи покоились на высоких чугунных воротах с египетскими иероглифами, восточным орнаментом, “оплетённых” металлической цепью. Концы цепей закреплялись в каменных массивах, зарытых в землю. Цепной однопролётный мост имел богатое архитектурное оформление в “египетском стиле”. Кроме иероглифов на порталах, подобные знаки красовались и на ажурной решётке сооружения. На берегах Фонтанки, на въездах моста были расположены четыре скульптуры сфинксов, лежащих на гранитных постаментах. Они были изваяны скульптором Соколовым. На головах у них находились шестигранные фонари. В настоящее время сфинксы это единственный сохранившийся от того моста архитектурный элемент.

Металлические конструкции моста и скульптуры были изготовлены на заводе К. Н. Берда. Береговые устои и каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым, гранитные блоки для облицовки устоев были вынуты из стенок рвов, окружавших Михайловский замок. Мост был открыт 25 августа 1826 года. Для моста на заводе Берда по моделям скульптора Соколова были первоначально отлиты два сфинкса, но для этого моста они не пошли и впоследствии были установлены на пристань на Крестовском острове. Позже появилась информация о том, что они были серьёзно повреждены и отправлены на реставрацию в Мостотрест.

За всю свою историю Египетский мост ремонтировался, и не один раз. Ремонт проходил в 1876, 1887, 1894, 1900 и 1904 годах. 20 января 1905 года по мосту проходил эскадрон гвардейской кавалерии, навстречу ему двигались 11 саней с возницами. В этот момент мост рухнул на лёд Фонтанки. К счастью, обошлось без жертв. Достоверная причина столь внезапной аварии так и осталась загадкой. Изначально предполагалось, что конструкция моста не выдержала слишком ритмичных колебаний от слаженного шага военных, отчего в ней произошел резонанс. Эта версия, в качестве наглядного примера, даже была включена в школьную программу по физике, кроме того, была введена новая военная команда “идти не в ногу”, она даётся строевой колонне перед выходом на любой мост. Выдвинутая растиражированная гипотеза произошедшего не была подкреплена никакими физико-математическими экспериментами или расчётами. Наоборот, существуют свидетельства очевидцев происшествия о том, что солдаты не слезали с лошадей и проезжали по мосту верхом. Это не могло вызвать явления резонанса в конструкции моста, ибо не существует таких методов дрессировки лошадей, которые привели бы к тому, что животные пошли бы “в ногу”. Другие версии утверждали, что обрушение моста произошло по причине ошибок проекта сооружения, или из-за раковины в одной из несущих цепей, отчего она не выдержала веса и толчков от большого количества передвигавшихся по нему конных всадников. Помимо научных объяснений, скоро появилась мифическая трактовка случившейся трагедии. Слухи утверждали, что в одном из домов на Фонтанке, окна которого выходили на Египетский мост, проживала женщина по имени Мария, получившая прозвище “Египетская”. Она по молодости своей была обманута одним офицером конногвардейского эскадрона, и это произвело на неё большое впечатление. Посмотрев в окно, и увидев передвигающийся по мосту полк, она с негодованием воскликнула: “Что б вам, военным, провалиться!”, и в следующий момент мост обрушился. Вместо разрушенного моста рядом, в стороне от Лермонтовского проспекта, в створе переулка Усачева был построен деревянный семипролётный мост, который исправно проработал до 1956 года.

Организация движения транспорта в этом районе после разрушения моста и введения временной схемы перестала быть оптимальной. Восстановление переправы по Лермонтовскому проспекту через реку Фонтанку было делом времени. После Великой Отечественной войны вопрос сдвинулся с мёртвой точки. Известно, что было рассмотрено, по меньшей мере, 17 различных планов, до того как был утверждён современный вариант. Египетский мост построили заново в 1954-1956 годах. Пролётные строения - стальные сварные двухшарнирные рамные, с криволинейным очертанием нижнего пояса ригеля. На девяти параллельных рамах уложена железобетонная плита проезжей части, береговые устои моста облицованы гранитом. Фигуры сфинксов отреставрированы, к ним были добавлены вновь созданные обелиски-фонари. Литые обелиски украшены розетками и иероглифами. Ограждения моста также украшены изящными розетками и консолями, стойки в виде пучков увенчаны тремя лавровыми венками. В рисунке решётки использован цветок, ассоциирующийся с Египтом - лотос. Композиция решётки перекликается с оградой подвесного моста. Эти меры позволили сохранить стиль XIX века, органично вписав мост в панораму Фонтанки.

24 февраля 1989 года с одной из скульптур столкнулся Камаз. Машина двигалась по набережной со стороны Измайловского моста. Автомобиль занесло, когда он въехал на ремонтируемые трамвайные пути на мосту. От сильного удара скульптура сфинкса опрокинулась в Фонтанку. Сфинкс был частично разбит. Позже скульптура была поднята из воды и восстановлена. В начале XXI века резко начало прогрессировать разрушение скульптур и их пьедесталов. На чугунной поверхности к тому моменту существовали множественные трещины и сколы. Кроме того, гранитные блоки пьедесталов скульптур разошлись, при этом образовалась щель более чем в два сантиметра шириной. В 2004 году была произведена комплексная реставрация одной скульптуры сфинкса, кроме этого была проведён текущий ремонт остальных скульптур. В ходе реставрационных работ было удалено множество слоёв красок, под ними выяснилось, что их головы первоначально была вызолочены. Все найденные несовершенства были тщательно устранены, скульптуры вновь позолочены, гранитные постаменты расчищены, а их швы были заделаны свинцом. Работы были приурочены к очередной годовщине основания Петербурга, они проходили как этап акции “Магазин подарков ко дню рождения города”. По этой программе реставрации сфинксу составили компанию скульптуры Адмиралтейства и фигура Афины Паллады с фронтона Конногвардейского манежа. Торжественное открытие скульптур состоялось 27 мая 2004 года.

Официальное время белых ночей в Петербурге — с 11 июня по 2 июля. На самом деле этот период, конечно, длиннее: раньше до 16 июля даже не включали уличное освещение, оставляя петербуржцев наедине с естественным сумеречным светом. Белые ночи — время, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки. Это не поэзия, а определение из энциклопедии и реальность короткого петербургского лета. Красиво, конечно, но не только.

Белые ночи — время беспокойное; отсутствие темноты и возбуждает, и изматывает. В сумерки, говорят мистики, открывается щель между мирами, так что это время химер. С химерами в Петербурге все в порядке: сфинксы, порождения то ли самой древнегреческой Химеры, то ли матери ее Ехидны — такой же городской символ, как кораблик на шпиле Адмиралтейства . В разных точках мира стоит множество разных сфинксов, но парные изваяния на набережной, охраняющие спуск к воде, можно считать чисто петербургской композицией.

Происхождение сфинксов теряется в туманах времени. Греки адаптировали египетский «живой образ» силы и мудрости, превратив его в чудовище из первобытного хаоса — как теперь выражаются, «хтонь». Сфинкс у греков был, то есть была, женского пола. Хтонь охраняла дорогу в город Фивы, сбрасывая в пропасть всех, кто не мог разгадать ее загадку. Пока не бросилась туда сама, побежденная Эдипом. После Эдипа загадку сфинкса разгадывали и оккультисты, и масоны, и поэты, и психоаналитики. Лев с человеческим ликом символизирует силу и власть, темную природу и тайное знание, сознание над бездной бессознательного и все в таком духе. Сфинксы охраняли гробницы, то есть переход от жизни к смерти, от света к тьме. Сумеречные создания — как раз для города, который теплеет и оживает в белые ночи.

Сфинксы на Университетской набережной

Мы говорим «петербургские сфинксы» — подразумеваем египетские изваяния у Благовещенского моста . Они на первом месте по старшинству, по художественной ценности и просто по красоте. Они идеально вписались в ландшафт, и никому не кажется странным, что одной из эмблем северного русского города стало лицо фараона Аменхотепа III, умершего три с половиной тысячи лет назад. Сфинксы в двойных коронах Верхнего и Нижнего Египта стерегли его святилище в Фивах, постепенно погружаясь в песок, откуда их раскопал в начале XIX века греческий археолог Атанасис.

Британский консул перевез статуи в Александрию, где почти продал их французскому египтологу Шампольону, однако сделка не состоялась, и сфинксов перекупил для российской казны Андрей Николаевич Муравьев — офицер, дипломат и духовный писатель, «благочестивый юноша», совершавший паломничество по святым местам. Потом сфинксы, помещенные в специальные клетки, целый год плыли из Александрии в Петербург на корабле «Добрая надежда», потом еще два года стояли в саду Академии художеств. Наконец, в 1832-м, они заняли место, на котором и остаются неполных двести лет. Недолго, если учесть, что они пережили пророка Моисея. Большую часть своей русской жизни сфинксы охраняли вполне рабочий грузовой спуск к воде.

Неудивительно, что древние полузвери с бесстрастными лицами окружены множеством легенд и мистических спекуляций. Традиционный титул фараона «властелин обоих царств» из памятной надписи на пьедестале называют пророчеством о переезде в новую империю. Отбитые еще на родине фараоновы бородки объясняют и роковым падением при транспортировке, и вредительством обезумевших сторожей. Взгляду сфинкса вообще приписывают способность сводить людей с ума, в том числе на политической почве: в 1938 году комсомолец из Ленгорстройтреста гонял членов своей бригады по набережной пескоструем и ругал товарища Сталина, а в НКВД объяснил эту феерию внушением египетского идола.

Еще говорят, что сфинксы, издревле связанные с Нилом, смягчили характер Невы. Самая правдоподобная из легенд — о том, что рядом со сфинксами всплывают утопленники — скорей всего, имеет рациональное гидрологическое объяснение. Зловещие сказки развеивает неопровержимый факт: этот отрезок набережной — исключительно приятное и умиротворяющее место в любую погоду и любое время.

Удобнее всего дойти до сфинксов от метро «Василеостровская» по пешеходной 6-й линии. Если встать лицом к Неве, позади будет фасад Академии художеств, за ним уютный Румянцевский сад с «турецкой» оградой, дальше — парадная линия дворцов и музеев вплоть до Стрелки. Справа, за Благовещенским мостом — памятник Крузенштерну, корабли и выход к открытому пространству залива. Единственное почти неизбежное огорчение — наедине со сфинксами побыть вряд ли удастся, хотя очень хочется. Спуск к воде обычно заполнен расположившимися на ступеньках людьми, которых не пугает даже высоко поднявшаяся вода. В последние годы прямо у скамейки с лже-грифонами (на самом деле это крылатые львы) ставят сувенирный лоток, без которого уж точно все бы обошлись.

Сфинксы во дворе Строгановского дворца

В парадном дворе огромного дворца Строгановых стоит пара сфинксов, которых называют самыми первыми из появившихся в Санкт-Петербурге. Их считают женскими изваяниями, хотя облик у них вполне унисекс. Они выглядят более наивно и архаично, чем египетские патриархи, что неудивительно — это произведения неизвестного русского скульптора конца XVIII века, осваивавшего новую традицию.

В 1796 году сфинксы были установлены на пристани строгановской загородной усадьбы на Большой Невке. В то же время появились четыре сфинкса, или сфинксы, на даче канцлера Безбородко в Полюстрово (современная Свердловская набережная), утраченные, но воссозданные по образцу строгановских в 1950-х. От загородной усадьбы Строгановых сегодня остался только маленький садик с круглым прудом около Военно-Морской Академии, а сфинксов в начале XX века перенесли к бывшему парадному входу во дворец.

Они лежат на невысоких постаментах, ниже человеческого роста, в полной доступности. Можно близко рассмотреть их головные платки и лица со следами разрушений — у правой нет носа. Эти сфинксы вообще производят впечатление жертв исторического прогресса. Посреди двора, где при Строгановых давали пиры для всех желающих, красуется нелепый павильон азиатского кафе. Остальное пространство залито асфальтом, по углам стоят машины, проходят молодые люди в деловых костюмах. В окнах нижнего этажа дворца торчат восковые головы персонажей русской истории. В арке — вход в , где продают шоколадную корюшку и шоколадного Медного Всадника , а лестницу охраняют три полуметровых шоколадных льва. Громко играет отчаянная музыка. Бедные сфинксы терпят.

Сфинксы на Египетском мосту через Фонтанку

Эффектная история про Египетский мост , рухнувший из-за возникшего резонанса после прохождения по нему полка солдат, вошла в школьные учебники. Правда, резонанс как причина разрушения сомнителен (полк был кавалерийский, а лошади в ногу не ходят), однако мост действительно рухнул зимой 1905 года, а при восстановлении в новой конструкции утратил прежнее причудливое убранство. Ни высоких порталов с колоннами и орлом в центре, ни стилизованных орнаментов и иероглифов; остались лишь четыре чугунных сфинкса в позолоченных венцах, созданные скульптором Павлом Соколовым.

Эти сфинксы не египетского, а классического греческого типа, женского пола и реалистического вида: большое звериное тело контрастирует с правильными бесстрастными лицами. До крушения моста к венцам сфинксов крепились фонари. Сегодня сфинксы тихо сторожат довольно скромный мост с декоративными обелисками по краям.

У них тоже есть родственники: пробные экземпляры, почему-то забракованные при строительстве, установлены на набережной Малой Невки у Каменноостровского моста (метро «Черная речка»). Эти сфинксы воистину многострадальные: к началу нашего века они были так истерзаны вандалами, что одна даже утратила венец. Сейчас они отреставрированы.

«Пробные» сфинксы на набережной Малой Невки. Фото: Евгений Птушка / сайт

Девы-львы на Фонтанке выглядят особенно экзотично, учитывая их местоположение. Это край Коломны , постепенно переходящий в угрюмые промзоны ближе к Обводному каналу. Традиционная красота набережных сочетается с окраинной простотой: людей поменьше, хотя машин много, жизнь деловая и рабочая, туристы бродят одиноко, экскурсионные катера с громкоговорителями сюда не доплывают, сворачивая на Крюков канал, у воды сидят дядьки с удочками или с пивом. Сфинксы, несмотря на сияющие издалека короны, не вызывают у окрестных жителей никакого трепета, что доказывают следы от свежезакрашенных граффити на львиных спинах, зеленых, как вода в Фонтанке. Лица дев обращены не к воде, а к Лермонтовскому проспекту: на одной стороне — магазин сантехники, на другой — неуклюжее здание отеля «Азимут», бывшей гостиницы «Советская».

Прогулку к Египетскому мосту лучше начать от Сенной площади — выйти из метро «Садовая» на Московский проспект, пройти по нему налево до Фонтанки и брести вперед вдоль реки, через три моста, наблюдая, как фасады на набережной теряют величественную пышность, не утрачивая ветхой красоты. От Египетского моста легко дойти до мавританского здания синагоги на Лермонтовском проспекте или, на другом берегу, до прекрасного Троицкого собора с синими куполами.

Ши-цза на Петровской набережной

Короткая дорога от метро до китайских диковин на Петровской набережной — показательный тур по петербургской эклектике. Станция метро «Горьковская» напоминает приземлившуюся летающую тарелку. Петропавловская крепость не нуждается в представлениях. От Соборной мечети трудно оторвать взгляд, а за ней красуется чудесный особняк Матильды Кшесинской, доставшийся мировой революции. У Троицкого моста пришвартован плавучий ресторан с уместным названием «Благодать» — копия одноименного петровского фрегата. Дальше, как раз напротив ши-цза, находится главная историческая достопримечательность квартала — деревянный домик Петра, прикрытый футляром и окруженный садом, так что его можно и не заметить, если не обратить внимания на бронзовый бюст за оградой. Когда-то домик стоял у первой пристани новой столицы. С тех пор Нева и пристань отодвинулись, за домиком выросла советская «элитная» высотка. А у спуска к воде в 1907 году установили китайских сфинксов.

Правда, это условные сфинксы. Слово «ши-цза» в переводе означает «львы», однако с многочисленными петербургскими львами загадочные маньчжурские идолы имеют очень мало общего. Ши-цза называют львами-лягушками и львами-собаками. На реальных животных они не похожи — химеры со странными лицами, по многозначности, экзотичности и художественному совершенству не уступающие древнеегипетским. К тому же, ши-цза занимают традиционную позицию стражей у реки.

Историческое предназначение у них то же, что у классических сфинксов: охраняют дворцы и царские гробницы, олицетворяют божественную власть. Лица ши-цза (мордами их называть как-то непочтительно), если смотреть бестрепетно, напоминают китайских болонок-пекинесов. Это не совпадение: пекинесов выводили специально, чтобы у ног императора сидел маленький лев.

Ши-цза установили на реконструированной Петровской набережной в 1907 году. Их подарил Петербургу приамурский генерал-губернатор Гродеков, получивший маньчжурских львов в дар от китайцев в городе Гирине (Цзилинь). В отличие от большинства парных изваяний, ши-цза разнополые: левая женская — у нее под лапой детеныш, правый мужского пола — у него жемчужина, символ божественного света и исполнения желаний. Трехметровые изваяния на высоких постаментах выглядят монументально и аутентично, так что в и лаконичном голландском стиле домика Петра вдруг проступает «китайщина».

С этого места открывается, возможно, лучший вид на Летний сад и линию набережных на другом берегу Невы.

Памятник жертвам репрессий на набережной Робеспьера

Сфинксы Михаила Шемякина на набережной Робеспьера — самые молодые из петербургских химер. Ими можно пугать детей, то есть дети действительно пугаются этих лиц, разделенных на живую половину и оскалившийся череп. Но на взрослых зрителей жуткие символы не производят сильного впечатления, хотя задерживаться рядом с ними не хочется. Возможно, дело в перегруженности информацией: художник наглядно изобразил тоталитарный ужас, выбрал зловещее место между тюрьмой и Большим Домом, добавил надписей и цитат… Яркие детали, имена, стихотворные строчки, а воображению нечего делать. В отличие от шемякинского Петра во дворе Петропавловской крепости, уже ставшего великим новым памятником, «метафизические сфинксы» не порождают споров. Тем не менее, эти мастерские, хоть и мультяшные монстры вполне представляют стражей смерти прошедшего века — полумертвые сфинксы, лишенные загадки.


В Санкт-Петербурге немало мест имеют мистическую историю существования. Египетский мост с момента его появления был окружен легендами и слухами. Их новый всплеск произошел в 1905 г., после неожиданного обрушения моста. Причины катастрофы были настолько загадочными, что порождали десятки версий – от рациональных до совсем невероятных и мистических, как, например, предупреждение сфинксов.



Все мосты Петербурга уникальны, но у Египетского – особенная история. Мост назывался цепным, так как висел на тройных нитях металлических цепей. Он был сооружен в 1825-1826 гг. инженерами В. фон Троттером и В. Христиановичем. Мост украшали фигуры четырех сфинксов и орнамент из иероглифов, из-за чего возникло название Египетский.



20 января 1905 г., когда по Египетскому мосту проходил кавалерийский эскадрон, пролеты неожиданно рухнули на лед Фонтанки. Вечерние газеты писали: «Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строю справа по три в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».



Цепи разорвались, и весь мост оказался на дне реки. Только четыре сфинкса остались на своих местах по обе стороны моста. Тут же началось расследование причин обрушения. Первой версией была «непрочность конструкции». Однако инженеры возражали против нее, так как с момента своего создания мост ремонтировали уже несколько раз, в 1904 г. ремонтные работы проводились дважды, после чего вынесли вердикт о том, что конструкция находится в хорошем состоянии.



Следующей версией стала «раскачка моста кавалерией» – так называемый эффект резонанса, который мог возникнуть вследствие ритмичных колебаний от слаженного шага военных. Во всех учебниках обрушение Египетского моста упоминалось как пример эффекта резонанса. Якобы именно тогда и появилась команда «Идти не в ногу!», отдававшаяся любому строю перед входом на мост.



Однако очевидцы катастрофы единогласно утверждали, что солдаты шли не в ногу, некоторые ехали на лошадях. Навстречу ехали извозчики, по тротуару шли прохожие – слаженного хода не было, и эффект резонанса в этом случае не должен был возникнуть. После того как ученые произвели физико-математические расчеты, эта версия показалась еще более сомнительной. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде.



Когда с помощью научных методов объяснить обрушение моста не удалось, подключилась народная фантазия. Выдвигались версии от мистических до фантастических. Так, например, возникла легенда о том, что возле моста жила дочь почтмейстера Мария, обманутая и брошенная офицером. Однажды она увидела в окно, как мост переходит тот самый полк, в котором служил ее обидчик, и в сердцах выкрикнула: «Чтоб вам, военным, провалиться!». Однако проклятия бедной Марии народной молве показалось недостаточно. Вспомнили, что мост был облицован гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов Михайловского замка. А тот пользовался в народе зловещей славой – говорили, что гранит на постройку брали с мест древних капищ, что вызвало гнев богов.



А многие во всем произошедшем обвиняли сфинксов. И хотя они не имели к Древнему Египту никакого отношения, им все равно в народе приписывали мистическую силу. Говорили, что они поют погребальные песни. Дело в том, что цепи, на которых держался мост, действительно издавали разные звуки. Ну а народная фантазия приписала эти песни сфинксам и наделила их пророческой силой.



В 1954-1955 гг. отстроили новый Египетский мост и отреставрировали сфинксов. В 1989 г. на одного из них налетел автомобиль и сбил его в воду. В 2004 г. прошла еще одна реставрация, головы сфинксов украсили позолотой – возможно для того, чтобы вернуть им первоначальный вид, а может, в надежде на то, что в таком виде они больше не будут исполнять «погребальных песен».
Многие места в Петербурге изменились до неузнаваемости, вспомнить их первозданный вид помогут

Наверное раза 4 был в Питере и так и не насмотрелся на этот город. Столько есть мест и возможностей увидеть что то знаковое и интересное, как ни в каком другом городе страны. Вот только вчера читали с вами захватывающую питерскую историю про то, . А ведь там готовый сценарий для фильма, причем с героическими и реальными главными героями. А вот вам еще одна история, которую наверное в школе рассказывали каждому, причем не на уроке истории, а на уроке физики.

В Санкт-Петербурге немало мест имеют мистическую историю существования. Египетский мост с момента его появления был окружен легендами и слухами. Их новый всплеск произошел в 1905 г., после неожиданного обрушения моста. Причины катастрофы были настолько загадочными, что порождали десятки версий - от рациональных до совсем невероятных и мистических, как, например, предупреждение сфинксов.


Египетский мост в Санкт-Петербурге | Фото: oldsp.ru

Все мосты Петербурга уникальны, но у Египетского - особенная история. Египетская тема была популярна в Петербурге 19 века, так под влиянием моды в 1826 году был построен оригинальный мост в египетском стиле.

9 августа 1825 года началось строительство цепного моста через реку Фонтанку в створе современного Лермонтовского проспекта. Он был спроектирован инженерами Треттером и Христиановичем. Береговые устои и каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым. Новая переправа стала вторым подобным сооружением через Фонтанку после Пантелеймоновского моста, спроектированного этими же инженерами.
Металлические конструкции и скульптуры были изготовлены на заводе К. Н. Берда. Изначально на заводе было изготовлено два пробных сфинкса. Эти фигуры долгое время были лишними, но сохранились. В 1971 году их отреставрировали и установили на пристани близ Каменноостровского моста. Гранитные устои были выполнены из камней, которые ранее использовались для облицовки канала вокруг Михайловского замка. По своей сути конструкция цепного Египетского моста являлась облегчённой копией конструкции Пантелеймоновского. Здесь было три поддерживающие цепи, а не пять.

Рядом с мостовыми устоями на чугунных пьедесталах были установлены чугунные сфинксы работы академика П. П. Соколова. На головах у сфинксов крепились шестигранные фонари. Чугунные порталы моста были украшены росписями в египетском стиле и иероглифами. Отдельные элементы орнамента были позолочены. Благодаря такому оформлению переправа приобрела соответствующее название - Египетский мост.

Интересно, что автор сфинксов Павел Петрович Соколов является автором и других известных петербургских мостовых скульптур - грифонов Банковского моста и львов моста Львиного. Все эти переправы строились примерно в одни и те же годы.

Движение по Егопетскому мосту было открыто 25 августа 1826 года, в восемь часов пополудни. Египетский мост неофициально называли "поющим". "Петербургская газета" 18 января 1901 года писала:
«Поющий мост. Оказывается, что и такой есть в Петербурге. Это Египетский. Он, как известно, цепной системы, и, когда вы едете по нему, то его цепи издают самые разнообразные заунывные звуки. Не поет ли уже он себе погребальную песню? » [Цит. по: 1, с. 87]

Краеведы Петербурга искали ответ на вопрос о цели возведения такого красивого, парадного моста вдали от парадной части Санкт-Петербурга. Самая распространённая версия связывает мост с находящимися неподалёку армейскими казармами. Возможно, таким образом, правительство пыталось воспитать в армии имперский патриотизм и благоговение. Но явного ответа на этот вопрос история не даёт.

20 января 1905 г., когда по Египетскому мосту проходил кавалерийский эскадрон, пролеты неожиданно рухнули на лед Фонтанки. Вечерние газеты писали: «Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конно-гренадерского полка через Египетский Цепной мост через Фонтанку, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строю справа по три в ряд, вместе с лошадьми упали в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов… К 2 часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приемные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьезно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось».

Цепи разорвались, и весь мост оказался на дне реки. Только четыре сфинкса остались на своих местах по обе стороны моста. Тут же началось расследование причин обрушения. Первой версией была «непрочность конструкции». Однако инженеры возражали против нее, так как с момента своего создания мост ремонтировали уже несколько раз, в 1904 г. ремонтные работы проводились дважды, после чего вынесли вердикт о том, что конструкция находится в хорошем состоянии.

Следующей версией стала «раскачка моста кавалерией» - так называемый эффект резонанса, который мог возникнуть вследствие ритмичных колебаний от слаженного шага военных. Во всех учебниках обрушение Египетского моста упоминалось как пример эффекта резонанса. Якобы именно тогда и появилась команда «Идти не в ногу!», отдававшаяся любому строю перед входом на мост.

Однако очевидцы катастрофы единогласно утверждали, что солдаты шли не в ногу, некоторые ехали на лошадях. Навстречу ехали извозчики, по тротуару шли прохожие - слаженного хода не было, и эффект резонанса в этом случае не должен был возникнуть. После того как ученые произвели физико-математические расчеты, эта версия показалась еще более сомнительной. Современными специалистами авария объясняется недостаточной прочностью металла на холоде.

Газета "Новости дня" так описала это событие:
Сегодня в 12 ½ час. дня при следовании лейб-гвардии конного-гренадерского полка через Египетский цепной мост через Фонтанку, по направлению от Могилёвской улицы к Ново-Петергофскому проспекту, в тот момент, когда головная часть полка уже подходила к противоположному берегу, мост обрушился. Находившиеся впереди офицеры успели проскочить на берег, нижние же чины, в количестве двух взводов, шедшие в строй справа по 3 в ряд, вместе с лошадьми (упали) в воду. Упали также в воду проезжавшие в обратную сторону один ломовой и четыре легковых извозчика без седоков и несколько пешеходов. Вся настилка моста вместе с перилами и скреплениями, разорвав цепи и сломав часть чугунной опоры, проломала лёд и оказалась на дне реки. <...> К 2-м часам дня люди и лошади были извлечены из воды. Пострадавшие были отправлены в ближайшие приёмные покои и в лазарет Николаевского артиллерийского училища. Серьёзно пострадавших, по официальным сведениям, не оказалось. Из лошадей одна затонула, две были искалечены и, вытащенные на берег, пристрелены. Причина несчастья, как предполагают, раскачка моста кавалерией при не вполне прочной конструкции. <...>

Когда с помощью научных методов объяснить обрушение моста не удалось, подключилась народная фантазия. Выдвигались версии от мистических до фантастических. Так, например, возникла легенда о том, что возле моста жила дочь почтмейстера Мария, обманутая и брошенная офицером. Однажды она увидела в окно, как мост переходит тот самый полк, в котором служил ее обидчик, и в сердцах выкрикнула: «Чтоб вам, военным, провалиться!». С тех пор Мария Ратнер получила прозвище - Мария Египетская.

Однако проклятия бедной Марии народной молве показалось недостаточно.

Вспомнили, что мост был облицован гранитными блоками, вынутыми из стенок рвов Михайловского замка. А тот пользовался в народе зловещей славой - говорили, что гранит на постройку брали с мест древних капищ, что вызвало гнев богов.

А многие во всем произошедшем обвиняли сфинксов. И хотя они не имели к Древнему Египту никакого отношения, им все равно в народе приписывали мистическую силу. Говорили, что они поют погребальные песни. Дело в том, что цепи, на которых держался мост, действительно издавали разные звуки. Ну а народная фантазия приписала эти песни сфинксам и наделила их пророческой силой.

После аварии на месте Египетского моста остались гранитные мостовые устои и сфинксы на пьедесталах. Рядом, в створе Усачёва переулка (ныне переулок Макаренко), в том же году был построен деревянный семипролётный мост. Многими этот мост отмечался как крайне неудобный, так как транспорту приходилось с Лермонтовского проспекта сворачивать на узкую набережную. Известно, что перед постройкой нового Египетского моста рассматривалось семнадцать различных его вариантов.

В 1954-1956 годах инженером В. В. Демченко, архитекторами В. С. Васильковским и П. А. Арешевым был построен новый Египетский мост. Его сдали в эксплуатацию 30 декабря 1955 года, а временную деревянную переправу в 1956 году разобрали. Чугунные сфинксы на мостовых устоях были сохранены, к ним добавили стилизованные торшеры-обелиски.

В 1989 году один из сфинксов был сбит в воду машиной. Фигуру отреставрировали и поставили на место. В 2004 году прошла реставрация одной и ремонт остальных скульптур. Выяснилось, что головы сфинксов ранее были вызолочены. В ходе реставрации позолота сфинксов была восстановлена. Торжественное открытие скульптур после реставрации произошло 27 мая 2004 года.

источники

Loading...Loading...