Урок по русскому языку "контрольная работа". Урок по русскому языку "контрольная работа" С данными словами составьте предложения

152. Разберите слова по составу. Приведите при-меры слов с данными корнями и запишите их.

Перевозка, заросли, столовая, переходная, берё-зонька, заморозки, море, дом.

153. Спишите слова. Разберите их по составу. Не забудьте о нулевом окончании.

Пристройка, переезд, школьница, одноклассницы, строители, прибрежный, теплоход, самокат, рассказ-чики.

Найдите сложные слова, предложения и запишите их.

154. Образуйте новые слова с приставками в-, вы-, за-, до-.

К какой части речи относятся образованные вами слова?

Ехать, шить, ходить, копать, лететь.

Вход, выход - сущ.

Закончить, дорисовать - гл.

155. Образуйте новые слова с приставками под-, при-, пере-, за-, в- от глаголов носить, писать, бе-жать и запишите их.

Подносить, приносить, переносить, заносить, вносить.

Подписать, приписать, переписать, записать, вписать.

Подбежать, прибежать, перебежать, забежать, вбежать.

156. Во всех ли словах выделенная часть слова является приставкой? Запишите слова с приставками.

1. Списать, спать, сорняк, сшить, сон, согреть.

2. Отъехать, отец, отломить, отмыть.

3. Поход, поло-вик, пол, поехать.

Образуйте новые слова с приставками

— Не путайте предлог и приставку!

1. Списать, сшить, согреть.

2. Отъехать, отломить, отмыть.

3.Поход, поехать.

157. Определите, где приставка, а где предлог. Раскрывая скобки, запишите сначала предложения, а потом словосочетания.

1. (По)ехал (по)дороге. 2. (У)бежало (у)бабушки мо-локо. 3. Солнышко (за)катилось (за)горы. 4. (За)дел (за)ветку. 5. (Под)лез (под)лодку. 6. (На)шёл (на)столе.

Предложения :

2. Убежало у бабушки молоко. 3. Солнышко закатилось за горы.

Словосочетания :

1. Поехал по дороге. 4. Задел за ветку. 5. Подлез под лодку. 6. Нашел на столе.

158. Составьте и запишите словосочетания глаго-лов с именами существительными, подходящими по смыслу. Обозначьте приставки.

1. Упустил, впустил (друзей, рыбку).

2. Взошёл, вошёл (в школу, на гору).

3. Надел, одел (пальто, сестру).

4. Забрался, взобрался (на дерево, в огород).

5. Сошёл, вышел (по лестнице, из автобуса).

1. Упустил рыбку, впустил друзей.

2. Взошел на гору, вошел в школу.

3. Надел пальто, одел сестру.

4. Забрался в огород, взобрался на дерево.

5. Сошел по лестнице, вышел из автобуса.

159. Образуйте слова с данными в скобках при-ставками. Какая орфограмма появилась в новых словах? Верно ли ученики записали слова на доске?

Поел (с-, об-). Пояснил (об-, раз-). Соединил (об-, раз-). Появление (об-, за-). Поехал (от-, об-, под-).

Составьте с получившимися словами словосочета-ния по образцу. Обозначьте приставки.

Образец . Съел обед. Объел кору.

160. Запишите слова под диктовку друг друга. Организуйте взаимопроверку.

Съездить в город, подъёмный кран, съедобный гриб, съёмка фильма, съехать с горы, съёжиться от холода, съезд учителей, разъярить медведя, подъехать к даче, поиск книги, разучить песню, отыскать руч-ку, разыграть сценку, безобидный зверёк, поехать на троллейбусе.

Во всех ли словах надо писать разделительный твёрдый знак?

«Шаги к умению»

Рассуждайте так:

В слове поиск нет разделительного твёрдого знака, потому что приставка в этом слове окан-чивается на гласную букву, а корень начинается с гласной буквы и , перед которой разделитель-ный твёрдый знак не пишется.

В слове подъехать надо писать разделитель-ный твёрдый знак, потому что приставка в этом слове оканчивается на согласную букву, а корень начинается с гласной буквы е .

161. Запишите предложения, вставляя пропу-щенные буквы. Объясните орфограммы.

Мы объехали весь свет, за морем житьё не ху-до. (А. Пушкин.) 2. Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся. 3. На работу с радостью, а с работы с гор-достью. 4. Ивашка подошёл к старику и объяснил ему, в чём дело. (А. Гайдар.) 5. Не будь овцой, так волк не съест. 6. Славяне жили большими семьями. 7. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. 8. Отольются волку овечьи слёзки. 9. Труд объединяет людей.

162. Объясните правописание разделительного мягкого знака в словах. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Хорошее здоровье, медвежья берлога, павлинье перо, белоснежные цветки вьюнка, козье молоко, шумное веселье, поставить пьесу, весеннее половодье, работать на компьютере.

Составь с любыми из данных словосочетаний два-три предложения.

На пшеничном поле среди золотых колосьев мелькали белоснежные цветки вьюнка. К весне медвежья берлога обветшала и провалилась в нескольких местах. У звенящих ручьев воробьи затеяли шумное веселье с купанием и брызгами.

163. Прочитайте предложения. Расположите их так, чтобы получился текст. Озаглавьте его и за-пишите.

1. В ней разместилась съёмочная аппаратура.

2. А через день началась съёмка фильма о при-ключениях Васи Клюквина.

3. В школе повесили объявление о начале съёмок фильма.

4. И вот к воротам школы подъехала машина с надписью «Киносъёмка».

5. Все с радостью и волнением ждали их начала.

6. Многие ребята изъявили желание участвовать в съёмках.

Слова с разделительными твёрдым и мягким знаками подчеркните. Укажите падеж каждого вы-деленного имени существительного.

Киносъемка

3, 5, 6, 4, 1, 2.

В школе - П.п., о начале - П.п., с радостью и волнением - Т.п., желание - В.п.

164. Запишите пословицы, вставляя пропущен-ные буквы. Обозначьте приставки в словах.

1. И лес шумит сильней, когда деревьев мало.

2. Дерево сильно корнями, а человек — друзьями.

3. Труд объединяет людей.

4. Дружные сороки и гу-ся съедят.

5. Одним конём всё поле не объездишь.

6. В семье — наше счастье.

165. Образуйте от данных имён существитель-ных новые слова с помощью суффиксов -еньк-, -ёнок, -ик.

Молодой, белый, утка, тигр, дом.

Молоденький тигренок, беленький утенок, домик.

166. Спишите предложения. Выпишите пары слов, которые передают разную оценку предметов. Какая часть слова помогает это сделать? Подберите и запишите другие слова с этими же суффиксами.

1. Кто глазищами хлопает, а ножищами топает?

2. У кого глазки самые красивые, а ножки самые быстрые?

3. У мышки — хвостик, у волка — хвостище.

167. От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов -еньк-, -очк-, -ок, -ик, -чик. Запишите их, разобрав каждое по составу.

Курносый нос. Зелёная ель. Белый кот. Молодой петух. Маленький шкаф. Шерстяная кофта.

168. Образуйте с помощью суффиксов слова — названия разных профессий и специальностей. За-пишите эти слова.

Кран — крановщица, вертолёт — вертолетчки, скрипка — скрипач, двор — дворник, пианино — пианист, учить — учитель, химия — химик, барабанить — барабанщик.

Какой частью речи являются записанные слова?

169. Выпишите слова с суффиксами, которые указывают на ласковое отношение к героям сказ-ки. Суффиксы выделите.

Зовёт Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек. Залилась Алёнушка сле-зами, села под стожок — плачет, а козлёночек возле неё скачет.

170. Сравните слова с суффиксами -ик и -ек.

сыночек — сыночка

столик — столика

цветочек — цветочка

прутик — прутика

кусточек — кусточка

ёжик — ёжика

171. Запишите слова по образцу, вставляя бук-ву е или и в суффикс.

С тремя из этих слов составьте и запишите предложения.

У маленького котенка носик и ротик розовые, нежные, а голосочек тоненький.

172. Спишите предложения, вставляя пропущен-ные буквы. Одинаковые ли правила вы примените для проверки этих орфограмм? Запишите в скобках те слова, которые вы использовали для проверки орфограмм.

1. Как мой садик (садика) свеж и зелен! (А. Плещеев.)

2. Все листики (листика) на этом деревце были сделаны из драгоценных камней.

3. Мастер выпилил (пилит) из дерева красивую фигурку.

4. Поешь же, миленький дружочек (дружочка)! Вот лещик (лещика), потроха, вот стерляди кусочек (кусочка)! (И. Кры-лов.)

5. Белеет (белый) парус одинокий в тумане моря голу-бом. (М. Лермонтов.)

7. Осень (осенний) наступила, высохли цветы (цвет), и глядят уныло голые кусты. (А. Плещеев.)

173. Отгадайте загадку. Спишите её.

Я есть у дуба,
Я есть у зуба,
Я есть у слов И у цветов.
Я упрятан в темноту,
Я не вверх, а вниз расту!

Сравните: корень слова — корень дуба.

В каком словосочетании слово корень имеет прямое, а в каком — переносное значение?

174. Запишите однокоренные слова по группам. Разберите их по составу.

Зимовье, сладкий, колесо, вечера, зимний, лень, садовник, зимник, сладок, вечерний, перелётные, сла-достный, ленивый, лететь, колёсный, садовод, поса-дить, лентяй, перелёт, зимушка.

175. Прочитайте строки из русской народной сказки про Финиста — Ясного сокола. Найдите и выпишите однокоренные слова. Разберите их по составу.

И стали они жить-поживать да добра наживать. По-ехали в своё государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и был пир такой, что теперь помнят.

176. Прочитайте строки из произведения К. Па-устовского. Выпишите слова, однокоренные со сло-вом дремлет. Выделите в них корень. Укажите, ка-кой частью речи является каждое выписанное слово.

Лесной край к северу от Оки назывался дремучим. Я исходил по тамошним лесам десятки километров вместе с Аркадием Гайдаром. Мы не раз говорили о старом народном выражении «дремучие леса», восхи-щаясь точностью русского языка. Действительно, лес-ные дебри как бы цепенели в дремоте. Дремали леса, лесные озёра и реки. По берегам рек росли цветы — кукушкины слёзы, которые народ назвал дрёмой.

Запишите ответы на вопросы.

1. Как назывался лесной край к северу от Оки?

Лечной край к северу от Оки назывался дресучим.

2. О чём говорил писатель с Аркадием Гайдаром? Чем они восхищались?

Писатель с Аркдием Гайдаром говорил о старом народном выражении "дремучие леса". Они восхищались точностью русского языка.

3. Почему лесные дебри называли дремучими?

Лесные дебри называли дремучими, потому что они как бы не цепенели в дремоте.

4. Как в народе называют кукушкины слёзы?

Кукушкины слезы в народе называют дремой.

177. Аня никак не могла запомнить, как пи-шется глагол с корнем шёл. Учительница посовето-вала ей подобрать разные глаголы с этим корнем. Аня выполнила задание. Помогите Ване оценить её работу.

178. Запишите строки из сказки С. Маршака, вставляя подходящие по смыслу однокоренные слова.

Жили-были серый еж
И его ежиха.
Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий ежик.

Образуйте с помощью суффиксов названия «чле-нов семьи» оленя, мамонта, жирафа, страуса . За-пишите получившиеся слова.

Олень, олениха, олененок.

Мамонт, мамонтиха, мамонтенок.

Жираф, жирафа, жирафик.

Страус, страусиха, страусенок.

179. Какие правила надо знать, чтобы верно вставить буквы в корнях данных слов?

1. Вокруг тишина, надо терпеть, промелькнул мо-тылёк, уметь говорить, плохая оценка, уцепился за соломинку, пахнет смолой, птицы хлопочут.

2. Вершки и корешки, белая берёзка, красивая указка, резьба по дереву, принёс обед, низкая ска-мейка, звериные повадки, сладкий пирог, делать за-рядку, нарядная блузка.

3. Яростная схватка, гигантские шаги, высокая лестница, боевая колесница, грустный вечер, пере-крёстный огонь, хвастливая речь, жалостливая песня, честная игра, уместный вопрос, съестные припасы.

180. Замените имена прилагательные в данных словосочетаниях антонимами. Запишите по образцу. Выделите корень в каждом подобранном слове.

Образец . Маленький город — гигантский город.

Маленький город. Знакомая местность. Весёлая песня. Печальная весть. Несчастный случай. Письмен-ный ответ. Незнакомый писатель.

181. Проверьте, хорошо ли вы знаете правила написания гласных и согласных в корне слова. За-пишите любые две группы слов, вставляя пропу-щенные буквы. Подчеркните проверочные слова там, где они даны.

1. Ветерок, ветер, ветреный. Бегуны, пробежка,
бежать. Глазной, глаз, глазик, глазеть. Молодой, молодость, молоденький, молодые. Морской, море, моряк, морячка.

2. Поворёнок, варить, варка. Бобы, бобовый, бо6. Мириться, мир, мирный, мирить. Полевой, поле, поля, поляна.

3. Грибки, грибной, грибочек. Шубка, шуба, шубоч-ка. Грядка, гряда, грядочка.

4. Яростный, грустный, прелестный, воскресный, опасный, местный, лестный.

Определите, на какую орфограмму подобраны слова в каждой группе. Вспомните правила провер-ки этих орфограмм.

182. Помогите Ане проверить написанное. Если есть ошибки, исправьте их. Запишите четверости-шие верно.

Гири брат мой поднимает,

Свою силу развевает.

А на крыше витерок

Развивает мой флажок.

183. Спишите слова с удвоенными согласными. Выделите корень в каждом слове. С пятью слова-ми составьте и запишите предложения.

Класс, суббота, грипп, кассир, аллея, колонна, ан-тенна, русский, коллеги, ссора, бассейн, территория, килограмм, программа, телеграмма.

184. Составьте небольшой текст, используя слова и словосочетания из первой или из второй группы. Запишите получившийся текст. Подчеркните в сло-вах удвоенные согласные.

1. Субботний день, наш класс, экскурсия, осенние деревья, коллекция листьев, интересный рассказ.

2. Город Одесса, телеграмма, гостить, лето, теннис, подарки, музей, коллекция металлов.

185. Прочитайте рассказ В. Осеевой. Выделите в нём три части. Озаглавьте каждую часть. Запиши-те план.

Горькая вода

Толя с Витей возвращались домой из леса.

По дороге шла старушка с ведром воды. Видно было, что ей тяжело.

Витя побежал помогать старушке, а Толя прошёл мимо. Старушка от всего сердца благодарила маль-чика.

Однажды Толя шёл с прогулки. Он захотел пить. Постучал в одну избу. Дверь открыла знакомая ста-рушка. Она приветливо встретила Толю, дала воды. Мальчик покраснел. Он торопливо выпил воды и вы-бежал на улицу. Вода показалась ему горькой.

Какие орфограммы встретились в тексте? Объяс-ните их.

Выпишите из текста предложения с однородны-ми членами. Подчеркните эти члены предложения.

План

1) Встреча со старушкой.

2) Витя помог старушке.

3) Доброта и стыд.

Она приветливо встретила Толю, дала воды.

Он торопливо выпил воды и выбежал на улицу.

186. Объясните, какие буквы пропущены в кор-нях слов. Запишите любые два-три предложения, вставляя пропущенные буквы.

1. Леса вдали виднее, синие небеса. Заметней и чернее на пашне полоса. (А. Блок.) 2. Пахло горячей СОСНОВОЙ корой и сухой земляникой. (К. Паустовский.) 3. Звучит в горах, весну встречая, ручьёв прерывис-тая речь. (М. Волошин.) 4. Ещё прозрачные леса как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой летит из кельи восковой. (А. Пушкин.)

187. Отгадайте загадки. Если затрудняетесь, вос-пользуйтесь подсказкой.

1. Стоит над водой, трясёт бородой. 2. Вся до-рожка усыпана горошком. 3. Под землёй птица гнез-до свила, яиц нанесла. 4. Стоит матрёшка на одной ножке, закутана, запутана. 5. Где солнце стоит, туда и он глядит. 6. Летом зелёненький, а зимой голенький.

Подсказка : Млечный Путь, камыш, капуста, картофель, лапша, лес, подсолнух.

Запишите выделенные слова. Подчеркните в них орфограммы. Подберите, где это возможно, и запи-шите проверочные слова.

188. Прочитайте текст, спишите его. Найдите в словах текста все известные вам орфограммы и обозначьте их. Подчеркните главные члены в выде-ленных предложениях.

Яльмар (подлеж.) побежал (сказ.) к воде и уселся (сказ.) в маленькую лодку. Шесть лебедей (подлеж.) повлекли (сказ.) лодочку мимо зелёных лесов. Удивительные рыбы (подлеж.) с серебристой и золо-тистой чешуёй плыли (сказ.) за лодкой. Красные и голу-бые, большие и маленькие птицы (подлеж.) летели (сказ.) за Яль-маром двумя длинными вереницами. Комары (подлеж.) толк-лись (сказ.), майские жуки (подлеж.) гудели (сказ.). Все они (подлеж.) хотели прово-дить (сказ.) Яльмара, и у каждого была для него сказка.

Г.-Х. Андерсен

189. Спишите предложения. Выделите в словах основу и окончание. Не забывайте обозначать нулевое окончание.

1. По дорожкам, по снегам, по лесным лужайкам прискакал на праздник к нам длинноухий зайка. (М. Клокова.) 2. И расцветут изумрудной красой листья душистые, новые. (И. Бунин.) 3. Первый зим-ний снежок белым пухом летит; первый лёгкий мороз веселит и бодрит. (А. Пушкин.)

190. Прочитайте слова в левом и правом стол-биках.

В каком столбике приведены разные слова, а в каком — разные формы одного и того же слова?

гриб грибы
грибник грибами
грибок грибов
грибной о грибах

1 - однокоренные слова.

2 - формы одного слова.

191. Прочитайте строки из сказки. Как она на-зывается? Выпишите родственные слова. Включите ли вы в число однокоренных слов оба выделенных слова? Почему?

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтобы рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!»

А. Пушкин

Рыбку, рыбка - формы одного слова.

Рыба, рыбка - однокоренные слова.

192. Выделите корни в каждом слове, подчерк-ните соединительную гласную.

Снегопад, землекоп, снегоход, пулемёт, кашевар, птицелов, водопад, скороход, тепловоз, языковед, ато-моход, землемер.

193. Запишите словосочетания, вставляя соеди-нительные гласные в сложные слова.

Сочинить стихотворение, урожай корнеплодов, кра-сивый водопад, белый пароход, хороший глазомер, смелый водолаз, знаменитый мореход, трудолюбивый человек, голубой небосвод, утреннее чаепитие, пешеходный переход, лежать на солнцепёке, прекрас-ная Белоснежка.

С тремя любыми словосочетаниями составьте и запишите предложения.

194. Замените каждое словосочетание одним сложным словом. Если это необходимо, используй-те суффиксы. Запишите по образцу.

1. Тот, кто рубит лес. 2. Аппарат для рубки мяса. 3. Аппарат, который сам летает по воздуху. 4. Маши-на, которая косит сено. 5. Орудие для метания огня. 6. Хранилище для овощей. 7. Тот, кто ловит птиц.

Образец . Тот, кто рубит лес, — лесоруб.

195. Прочитайте стихотворение, написанное уче-ницей начальной школы Маргаритой.

Снег лёг везде,

И даже в старой борозде

Лежит серебряный снежок,

И весь в снегу предречный бережок.

Какое необычное слово придумала девочка? Как вы объясните его значение? Помогут ли вам в этом знания о составе слова?

196. Найдите необычные слова, которые дети употребили в своей речи. Многие из таких слов записал К. Чуковский. Догадайтесь, по образцу ка-ких слов образованы эти необычные слова.

1. — Какие мы с тобой сорители!
2. — Улиционер (то есть милиционер) помог мне найти дорогу домой.
3. Бабушка смазала руки мазелином (то есть вазе-лином).
4. — Я уже намакаронился (то есть наелся мака-рон).
5. — Я разорвал рукав и ногав (то есть штанину).
6. На улице был настоящий бурьян (то есть плохая погода, буря).
7. Списатель, опоздатель, доскостир, буквята (то есть строчные буквы).

Сорители - строители.

Улиционер - милиционер.

Мазелин - вазелин.

Намакаронился - наелся.

Ногав - рукав.

Бурьян - ураган.

Списатель, опоздатель - писатель, руководитель.

Доскостир - полотер.

РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 класс

ТЕМА: контрольная работа.

ЦЕЛЬ: контроль ЗУН по теме «Глагол».

ЗАДАЧИ: применять навыки, умения, изученные на уроке, при выполнении практических заданий; развивать орфографическую зоркость; воспитывать культуру поведения в классе.

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал. Тетрадь.

ТИП УРОКА: контроль знаний.

МЕТОДЫ: практический, словесный.

ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Фронтальный опрос по теме «Глагол».

Выполнение практических заданий.

1 вариант.

3

Они представля_т, они слуша_ т, бор_ шься, ненавид_шь, стро_ шь, он ответ_ т, он выстро_ т, он ла_ т.

глагол несов. вида, II спр .

пост(и,е)лить, зап(и,е)рать, выт(и,е)рать. выж(и,е)гать, бл(и,е)стать, зам(и,е)р.

2 вариант.

    Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки:

Тот труда (не)бои(т, ть)ся, кто умеет труди(т, ть)ся. Дело мастера бои(т, ть)ся. Человек по делу узнаё (т, ть)ся. По труду и честь воздаё(т, ть)ся. Надо труди(т, ть)ся, не надо лени(т, ть)ся.

(Не)чувству…шь усталости, (не)был в школе, ураган (не)истовствовал, мне (не)здорови(т, ть)ся, (не)прик…сался к проводам, (не)учавствует в разговоре.

. 2. Выпишите глаголы вместе с теми существительными, действие которых они обозначают. Укажите в скобках вид глагола, образуйте все возможные формы от данных глаголов (настоящего, прошедшего и будущего времени).

Воробей тщательно обследовал всю окрестность вокруг памятника и даже порылся ножками в снегу, где обыкновенно стоял открытый футляр с хлебом. Пытается воробей взлететь и посмотреть, не принёс ли ураган каких-нибудь крошек или старых зёрен. Однако буря сразу брала воробья и гнала его прочь.

3.Вставить пропущенные буквы, выделить орфограмму.

(а, о)жить.

4.Списать, определить спряжение глаголов. Выполнить морфологический разбор.

3 Мошки вьются столбом. он дыш_ т, он мо…т, он пил_ т, дума_м, чита_шь, прилет_т, н

глагол сов. вида, I спр., стоит в ед. ч ., буд. вр., 3 лице.

6. Определить вид спряжения, образовать видовую пару.

У

3.ИТОГ УРОКА.

4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

    вариант.

    Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Тот труда (не)бои(т, ть)ся, кто умеет труди(т, ть)ся. Дело мастера бои(т, ть)ся. Человек по делу узнаё (т, ть)ся. По труду и честь воздаё(т, ть)ся. Надо труди(т, ть)ся, не надо лени(т, ть)ся.

(Не)чувству…шь усталости, (не)был в школе, ураган (не)истовствовал, мне (не)здорови(т, ть)ся, (не)прик…сался к проводам, (не)учавствует в разговоре.

1. 2. Выпишите глаголы вместе с теми существительными, действие которых они обозначают. Укажите в скобках вид глагола, образуйте все возможные формы от данных глаголов (настоящего, прошедшего и будущего времени).

Воробей тщательно обследовал всю окрестность вокруг памятника и даже порылся ножками в снегу, где обыкновенно стоял открытый футляр с хлебом. Пытается воробей взлететь и посмотреть, не принёс ли ураган каких-нибудь крошек или старых зёрен. Однако буря сразу брала воробья и гнала его прочь.

3.Вставить пропущенные буквы, выделить орфограмму.

Ум(и,е)рать, расст(и,е)лать, зап(и,е)ретъ, пат(и,е)реть, зад(и,е)рать, ум(и,е)реть, бл(и,е)снул, перест(и,е)лить, бл(и,е)стательный, подж(и,е)гать, выт(и,е)рать, выб(и,е)ру, изл(а,о)гать, предпол (а,о)жение, предпол(а,о)гать.

4.Списать, определить спряжение глаголов. Выполнить морфологический разбор.

Как хорош этот лес осенью, когда прилетают вальдшнепы! Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь 3 вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, лица приходят на память. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток.

Брить, стелить, вылететь, ненавидеть, колоть, выспаться. дышать, думать, шептать, держать, обидеться, бороться, украсить, тянуться, лаять, вертеть, терпеть.

Они представля_т, они слуша_ т, они завис_т, держ_мся, вымокн_м, украша_м, бор_ шься, ненавид_шь, стро_ шь, он ответ_ т, он выстро_ т, он ла_ т.

5.Отметь глагол, которому соответствует следующая характеристика: глагол несов. вида, II спр . стоит в ед. ч., наст. вр., 3 лице.

Дышит степь июльская покоем, блещут зори дальние.

6. Определить вид спряжения, образовать видовую пару.

Перет(и,е)рать, уд(и,е)рать, выж(и,е)чь, уб(и,е)рут, ум(и,е)рать, бл(и,е)стеть, пост(и,е)лить, зап(и,е)рать, выт(и,е)рать. выж(и,е)гать, бл(и,е)стать, зам(и,е) р.

Контрольная работа по теме «Глагол», 5 класс

    вариант.

1.Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Тот труда (не)бои(т, ть)ся, кто умеет труди(т, ть)ся. Дело мастера бои(т, ть)ся. Человек по делу узнаё (т, ть)ся. По труду и честь воздаё(т, ть)ся. Надо труди(т, ть)ся, не надо лени(т, ть)ся.

(Не)чувству…шь усталости, (не)был в школе, ураган (не)истовствовал, мне (не)здорови(т, ть)ся, (не)прик…сался к проводам, (не)учавствует в разговоре.

2. Выпишите глаголы вместе с теми существительными, действие которых они обозначают. Укажите в скобках вид глагола, образуйте все возможные формы от данных глаголов (настоящего, прошедшего и будущего времени).

Воробей тщательно обследовал всю окрестность вокруг памятника и даже порылся ножками в снегу, где обыкновенно стоял открытый футляр с хлебом. Пытается воробей взлететь и посмотреть, не принёс ли ураган каких-нибудь крошек или старых зёрен. Однако буря сразу брала воробья и гнала его прочь.

3.Вставить пропущенные буквы, выделить орфограмму.

перет(и,е)рать, уд(и,е)рать, выж(и,е)чь, уб(и,е)рут, ум(и,е)рать, бл(и,е)стеть, пост(и,е)лить, зап(и,е)рать, выт(и,е)рать, выж(и,е)гать, бл(и,е)стать, зам(и,е)р. пол(а,о)жение, изл(а,о)гать, ул (а, о)жить.

4.Списать, определить спряжение глаголов. Выполнить морфологический разбор.

Вот и лес. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как бос красивой липы. Вы едете 3 по зеленой дорожке; большие ж мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают. Мошки вьются столбом. Расстел_те, бре_те, ненавид_м, он дыш_ т, он мо…т, он пил_ т, дума_м, чита_шь, прилет_т, н енавид_шь, чувству_шь, постро _те, гон_те, пиш_т, завяс_т.

Бранить, выпить, видеть, слышать, полоть, вылить, гнать, отвечать, прыгать, сеять, делать, стелить, мыть, украсить, белить, обидеть, пилить.

5. Отметь глагол, которому соответствует следующая характеристика: глагол сов. вида, I спр., стоит в ед. ч ., буд. вр., 3 лице.

Сколько здоровья и бодрости приобретет каждый, кто дружит с природой и заботится о ней.

6. Определить вид спряжения, образовать видовую пару.

У м(и,е)рать, расст(и,е)лать, зап(и,е)ретъ, пат(и,е)реть, зад(и,е)рать, ум(и,е)реть, бл(и,е)снул, перест(и,е)лить, бл(и,е)стательный, подж(и,е)гать, выт(и,е)рать, выб(и,е)ру, изл(а,о)гать, предпол(а,о)гать.

1. (Сидеть) в беседке мы (любоваться) белым_ роз_, растущими на клумб_.

2. Я очень (любить) эту рощ_, так как в ней много белоствольн_ берёз и молод_ сосен.

3. В чист_ вод_ горного озер_, как в зеркале, (отражаться) высок_ ели и сребрист_ клён_.

4. Ласточки то (опускаться) к вод_, то (подниматься) высоко в небо.

5. Я (бояться) ходить по эт_ улиц_, так как здесь нет освещении.

6. Он (работать) очень много и поэтому (возвращаться) домой очень поздно.

7. Она (быть) одета в длин_ розов_ платье с ажурн_ кружев_.

39. Слова в скобках поставьте в правильной форме, подчеркнитеокончания.

Треск (падающие деревья) и (скатывающиеся камни) смешивался с рёвом урагана.

Образец: Треск падающих деревьев и скатывающихся камней смешивался с рёвом урагана.

Управление судном, (плавающее во льдах), требует большого опыта.

Мы скоро познакомились с (встречавшие нас люди) и согласились войти в дом.

Командный пункт находился на опушке леса, (примыкавшая к городку).

Мы очутились на небольшом дворике, наполовину (заросший дикими яблонями) и крапивой.

Ветви сосен, (замыкавшие поляну), качались от порывистого ветра.

В саду розовели лепестки (отцветавшая в палисаднике) вишни.

Перейдя через речушку, (разбушевавшаяся после дождя), отряд вышел на широкую поляну.

На (открывшаяся книжная ярмарка) представлена литература различных жанров.

В (черневшие во льду) полыньях плавали одинокие птицы.

Мы плыли вдоль берега и любовались (сверкающие серебряные горы).

В глубине (открывавшийся пролив) поднимался ледяной сверкающий город.

Вставьте предлоги по смыслу.

1. ... берега реки рос высокий камыш.

2. ... домом была большая клумба... цветущими розами.

3. ... от дороги стояла небольшая белая церковь... золотистыми куполами.

4. ... морской пучиной летали белые чайки.

5. ... рощей и полем... пшеницей пролегала узкая тропинка.

7. ... меня послышались чьи-то быстрые шаги.

8. ... вдруг замелькали яркие огни.

Слова для справок: слева, над, вдоль, перед, с, позади, сверху, между, с, впереди

Вставьте пропущенные предлоги.

1. ... леса как в мягкой постели выспаться можно.

2. ... рощей начинаются поля... густой золотистой пшеницей.

3. ... окнами школы росли кусты жасмина и шиповника.

4. ... вокзала отходит автобус, идущий... сторону нашей деревни.

5. ... домом находились деревянные постройки.

6. ... несколько дней откроется выставка промышленных товаров.

7. ... деревней и лесом проходит узкая тропинка.



8. ... берега моря сидели бакланы.

9. ... гостей я увидел свою давнюю знакомую.

10. ... большой комнаты стоял стол... резными ножками.

Слова для справок: вдоль, посреди, с, от, за, около, под, через, среди, между, за, с, в.


С данными словами составьте предложения.

Вышел из

Образец: Мужчина вышел из дома.

Вставьте предлоги.

Тополя сломался большой сук.

Ласточка свила гнездо... крышей.

Дождя вся одежда намокла.

Посёлком находится берёзовая роща.

Домом был большой вишнёвый сад.

Полудню тучи рассеялись, и выглянуло солнце.

Нашим домом пролетел косяк журавлей.

Поезд отходит.., несколько минут.

Слова для справок: перед, над, за, через, к, от, у, под.

Глаголы в скобках преобразуйте в причастия настоящего и прошедшего времени.

Лицо (улыбаться) -улыбающееся, улыбавшееся

Ветер (ломать) - ломающий, ломавший

  • Что изучается в морфологии?
  • Перечислите известные вам самостоятельные и служебные части речи.
  • Как изменяются глаголы? Как определить вид глагола?
  • Как определить спряжение глагола?
  • Что общего имеют и чем различаются склоняемые части речи?
  • Чем отличаются местоимения от других склоняемых слов?

29. Прочитайте текст. Расскажите о значении открытий М. Ломоносова в лингвистике.

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
(1711-1765)

«Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он» лучше сказать, сам был первым нашим университетом», - писал о выдающемся русском просветителе и учёном А. С. Пушкин.

Значительны открытия М. В. Ломоносова в лингвистике. Опубликованная в 1757 году «Российская грамматика» М. В. Ломоносова является первым научным описанием русского языка, в котором рассмотрены вопросы морфологии, синтаксиса, словопроизводства, систематизированы орфографические правила и орфоэпические нормы. На основе грамматики Ломоносова в начале 70-х годов XVIII века были созданы первые школьные учебники русского языка.

Огромна заслуга М. В. Ломоносова в развитии теории красноречия (риторики). Его «Краткое руководство к красноречию» стало фактически первой книгой такого рода, написанной на русском языке. До Ломоносова учебники красноречия составлялись либо на церковнославянском, либо на латыни.

Оценивая значение трудов М. В. Ломоносова, А. С. Пушкин писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстию сей души... Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник.,.»

30. Как вы думаете, почему А. Пушкин сказал о М. Ломоносове: «Он... сам был первым нашим университетом»?

Составьте план доклада о научной деятельности Ломоносова, включив в него информацию из учебников истории, литературы, естественных наук, из Интернета. выступите перед классом с сообщением по своему плану.

31. Прочитайте высказывание М. Ломоносова. Сформулируйте основную мысль текста. Выскажите своё мнение о том, что утверждает М. Ломоносов.

Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики. <...> Итак, когда в грамматике все науки такову нужду имеют, того ради желая, дабы она сиянием... привлекала российское юношество к своему наставлению... да возрастёт и российского слова исправность в богатстве, красоте, силе...

32. Прочитайте, регулируя силу голоса (громкость). Какова основная мысль текста? Озаглавьте его. Выпишите из первого и второго абзацев сначала самостоятельные части речи, в которых есть пропуски и скобки, затем служебные части речи, заключённые в скобки, вместе с самостоятельными словами. Назовите виды орфограмм на месте скобок.

Ч..рная туча совсем надвинулась, и стали видны уже не з..рницы, а молнии, осв..щавшие весь двор и разрушающийся дом с отломанными крыльцами, и гром послышался уже над головой. Все птицы притихли но зато зашелестели листья..

Долетела одна капля, другая, забарабанило по лопухам, железу крыши, и ярко вспыхнул весь воздух; всё затихло, и (не)успел Нехлюдов сосчитать три, как страшно треснуло что-то (над)самой головой и раскатилось (по)небу...

Дождик шёл уже ливнем и стекал с крыш(?), журча, в кадушку; молния реже освещала двор и дом.

(Л. Толстой)

33. Прочитайте. Выпишите слова с пропусками и скобками, обозначая в них условия выбора вставленных орфограмм.

1. При переход.. через ручей (у)меня ч..вкнул сапог, и оттого с осины над самой моей головой сл..тела глухарка. 2. Я долго сл..дил за глухарём, как он часто щипл..т листья и быстро их проглатывает. 3. Когда глухарь ощ..пал сук, он попробю.вал спрыгнуть на ве..ку пониже, но она была слишком тонка и согнулась. 4. На ноч(?) птиц.. поднялись на осины, чтобы перед сном полакомит(?)ся своим любимым листом. 5. Было во всей ж..лтой кроне осины только одно узен(?)кое окошечко в светлое небо, и это окошечко то закроет(?)ся, то откроет(?)ся. 6. Вст..вало безоблачное утро, и очень быстро светлело.

(М. Пришвин)

34. Найдите в списке изученных видов орфограмм те, которые связаны с правописанием мягкого знака в конце слов после шипящих, и заполните таблицу примерами, обозначая в них условия выбора правильного написания.

35. -Ться или -тся ? Спишите, подчеркните глаголы с -ться .

1. Кто хочет от жизн.. толку доби(ть, т)ся, тот (ни)чего (не)бои(ть, т)ся. 2. Кто уме..т весели(ть, т)ся, того горе бои(ть, т)ся. 3. Не надо хвали(ть, т)ся, если не зна..шь, как хлеб роди(ть, т)ся. 4. С умным разговори(ть, т)ся, что мёду напи(ть, т)ся. 5. Грамот.. учи(ть, т)ся - всегда пригоди(ть, т)ся.

(Пословицы)

36. Выпишите слова с пропусками и со скобками. Обозначьте условия выбора вставленных орфограмм.

1. Ты зна..шь край, где всё обил(?)ем дыш..т, где реки л(?)ются чище серебра, где вет..рок ст..пной к..выль колыш..т, в в..шнёвых рощах тонут хутора? 2. Шумя, тр..стник над озером трепещ..т, и чист, и тих, и ясен свод небес, косарь поёт, коса зв..нит и блещ..т, вдоль берега ст..ит кудрявый лес. 3. Вот уж снег последний в поле та..т, тёплый пар восход..т от земли, и кувшинчик синий ра..цвета..т, и з..вут друг друга журавли. 4. Не пен..тся море, не плещ..т волна, дерев(?)я листами не двинут, на глади прозрач(?)ной царит тишина.

(А. Толстой)

37. Прочитайте, выражая настроение, которое соответствует изображённой поэтом поре осени. В каком лексическом значении употреблены выделенные глаголы? Над переходными глаголами напишите букву п, над непереходными - н. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.

      Листья в поле пожелтели,
      И кружа(т, ть)ся, и летят;
      Лишь в бору, поникши, ели
      Зелень мрач(?)ную хр..нят.
      Под нависшею ск..лою
      Уж (не)люб..т меж цветов

      Пахарь отдыхать порою
      От полуде(н, нн)ых трудов.
      Зверь отважный поневоле
      Скры(т, ть)ся где-нибудь спешит.
      Ночью месяц тускл и поле
      Сквозь туман лишь серебрит.

(М. Лермонтов)

38. Прочитайте. Определите стиль текста. Запишите вопросный план.

Формы глагола, как правило, образуются от двух типов основ, которые у большинства глагольных слов отличаются по своему составу. Основа неопределённой формы остаётся, если убрать окончание -ть или -ти . Основа настоящего времени остаётся, если отделить окончание глагола 3-го лица множественного числа в форме настоящего (или простого будущего) времени.

(По Н. Шанскому)

39. Озаглавьте текст. Определите его стиль. Запишите вопросный план.

Древнерусское искусство - искусство Древней Руси IX-XIII веков, начальный этап развития средневекового русского искусства. Оно вобрало в себя традиции восточнославянской культуры, Византии и балканских стран. Древнерусское искусство - это и храмы, и дворцы, и мозаика, и фрески, и иконы, и декоративные изделия и т. д. В Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Переславле-Залесском и многих других городах мы видим замечательные произведения этого искусства. Древнерусская культура начиналась с создания деревянных построек, керамики, металлических украшений. А затем предметы этой культуры быстро приобрели необычную красоту, своеобразие, органично вписались в русскую природу.

40. Поделитесь с вашим другом впечатлениями о каком-нибудь произведении древнерусского искусства (которое вы видели или о котором слышали). Расскажите так, чтобы ваш друг захотел увидеть это произведение своими глазами. Вы можете воспользоваться специальными книгами и Интернетом.

41. Выпишите сначала глаголы несовершенного вида. Образуйте от них форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и выделите основу. Затем выпишите глаголы совершенного вида и выделите в них основу неопределённой формы.

Г..реть, сч..тать, рассч..тывать, зам..реть, зам..рать, прик..саться, покл..ниться, бл..стать, выр..сти, предл..гать, предл..жить, разж..гать, соприк..снуться, опереться, изл..жить, прим..рить, примерить, взр..стить.

42. Спишите, оставляя в скобках глагол соответствующего вида; укажите вид и спряжение выбранных глаголов.

Разыщ..м (разыскивать, разыскать); включа..м (включить, включать); гон..шь (гнать, гонять); распиш..шь (расписывать, расписать); украс..м (украшать, украсить); исправля..м (исправить, исправлять); вымет..м (выметать, вымести); вытр..шь (вытирать, вытереть); рассыпл..шь (рассыпать, рассьшать).

43. Образуйте и запишите от каждого из данных глаголов форму 1-го лица множественного числа. Обозначьте корни с чередованием гласных.

Выпустить, выпускать; выстричь, выстригать; доверить, доверять; выпечь, выпекать; выступить, выступать; залезть, залезать; вырасти, вырастить; распустить, распускать; сл..жить, сл..гать; стереть, ст..рать; оз..рить, оз..рять; заг..реть, заг..рать.

44. Определите тип и стиль текста. Подчеркните языковые средства, характерные для этого стиля. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Укажите состав выделенных слов.

Но вот наступа..т вечер. З..ря запылала пожаром и обхв..тила (пол)неба. Солнце садит(?)ся. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стекля(н, нн)ый; вд..ли ложит(?)ся мягкий пар, тёплый на вид; вместе с росой пада..т алый блеск на поляны, ещё недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев от кустов от высоких стогов сена побежали дли(н, ни)ые тени... Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнист..м море заката... Вот оно бледне..т; сине..т небо; отдельные тени и..чезают воздух наливает(?)ся мглою.

(И.Тургенев)

45. Составьте таблицу «Ь на конце глаголов после шипящих» и заполните её четырьмя-пятью примерами на каждый вид орфограмм.

46. Выпишите слова с пропусками и со скобками, обозначая условия выбора: 1) гласных е и и в личных окончаниях глаголов; 2) остальных орфограмм. Назовите предложения с однородными членами. Подберите и запишите одно-коренные слова к выделенному слову.

1. Брезж..т свет (на)заводи реч(?)ные и румян..т сетку небосклона. 2. Пеной рос з..ря туман..тся. 3. Свищ..т ветер (под)крутым забором, пряч..тся в траву. 4. Дремл..т взрытая дорога.

(С.Есенин)

47. Обоснуйте написание безударных личных окончаний глаголов.

1. Правдой мир держ..тся. 2. Без ветра и трава не колыш..тся. 3. Мягко стел..т, да жёстко спать. 4. Где стро..т, там и ро..т. 5. Сердце вид..т раньше глаз. 6. Доброе дело само себя хвал..т. 7. За ветром в поле не угон..шься. 8. Пустая мельница без ветра мел..т.

(Пословицы)

48. Напишите о своих впечатлениях от картины И. И. Бродского «Летний сад осенью» своему другу, который, как и вы, любит осень. Начните своё письмо с обращения. Постарайтесь подробно описать то, что увидел художник: небо, удивительно нежные осенние краски, аллею сада, тени от деревьев, беседку, людей, которые наслаждаются своеобразной красотой осеннего сада. Не забудьте попрощаться со своим другом.

1)Деепричастие замолкая образовано от глагола замолчать.
2)Деепричастие запирая образовано от глагола запирать.
3)Деепричастие махнув образовано от глагола махнуть.
4)Деепричастие хмурясь образовано от глагола хмуриться.
А2.Укажите верное продолжение предложения:
Возвращаясь домой,
1)лене захотелось спать.
2)нужно позвонить бабушке.
3)идите быстро.
4)я встретил брата.
А3.Укажите верное продолжение предложения:
Сочинив стихотворение,
1)меня похвалили.
2)его опубликовали в газете.
3)мы записали его в тетрадь.
4)мне стало радостно.
А4.Укажите верное продолжение предложения:
Включив телевизор,
1)я принялся переключать каналы.
2)мне понравилась одна передача.
3)он показывал футбольный матч.
4)у него прыгало изображение.
А5.В каком слове верно выделена буква,обозначающая ударный гласный звук?
1)черпАя
2)глЯдя
3)нАчав
4)прИняв.
Спасибо за помощь:)

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограммы. Над глаголами в форме условного и изъявительного наклонения напиши: усл.н., изъяв.н. В скобках

запиши неопределённую форму, от которой образованы глаголы в условном наклонении. Укажи число и род глаголов в условном наклонении.

Если б я была кудрява, я б, как в ска..ке Царь-девица, всех затмила красотой. Если только зах..чу, и луну я прогл..чу. Если б, скаж..м, мне в..лшебник подарил такой учебник, чтобы он бы сам бы мог отв..чать любой урок... Я бы точ..л топ..ры- я точиль..ик, я бы ковать им помог- я кузнец, кровель..ик я,и ст..коль..ик, и пиль..ик. Я юы им песню пропел наконец

599.Спиши, вставляя пропущенные буквы. ЗАПИШИ РЯДОМ С ДАННЫМИ ГЛАГОЛАМИ НЕОПРЕДЕЛЁННУЮ ФОРМУ; УКАЖИ ВИД, ЛИЦО, ЧИСЛО ГЛАГОЛОВ.

Соверша_шь,совершишь; утеша_м, утеш_м; обид_т, обижа_т; уступ_те, уступа_те; отпуска_шь, отпуст_шь; ед_шь, езд_шь; объявля_т, объяв_т.
СОСТАВЬ И ЗАПИШИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ С ФОРМАМИ ГЛАГОЛОВ, ДАННЫМИ НИЖЕ
ЕХАТЬ ЕЗДИТЬ
ЕДЕТ- ЕДУТ ЕЗДИТ- ЕЗДЯТ

Спиши,вставляя пропущенные буквы.Запиши рядом с данными глаголами неопределенную форму;укажи вид,лицо,число глаголов.

Соверша_шь,совершишь;уступа_те,утеш_м;обид_т,обижа_т;уступ_те,уступа_те;отпуска_шь,отпуст_шь;ед_шь,езд_шь;объявля_т,объяв_т

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки;

подчеркните главные члены предложения; определите, чем они
выражены; укажите вид сказуемого.

1.
1) Летний вечер тих и ясен. (А. Фет.) 2) Золотой метелью
мчи(т, ть)ся ж..лтый лист. (Ф. Глинка.) 3) Местность равни(н, нн)а,
и река (с, з)десь широка и дли(н, нн)а. 4) Мы медле(н, нн)о стали
пр..бл..жа(т, ть)ся к вершине горы. 5) По Северному морскому пути в
это лето сновал(о, и) великое множество судов.

2.1) Еще и холоден и сыр февральский воздух, но над садом уж.,
смотр..т небо ясным взглядом. (И. Б у н и н.) 2) Трое в солдатских
бушлатах летел (и, о) укр..шать Ангару. (Н. Лесков.) 3) В этом году
осень теплая. 4) Девочка была огорче(н, нн)а происшедшим. 5) Все
население поселка вышл(о, и) встречать рыбаков.

Loading...Loading...