Феодальное государство в китае. Социальное и политическое устройство средневекового китая

Япония - одна из современных великих мировых держав. Название страны происходит от слова Ниппон - буквально «страна восходящего солнца». Островное положение страны, отсутствие иностранного владычества, бережное отношение к памятникам прошлого позволили сохранить многие юридические древности, опираясь на которые можно воссоздать развитие государственно-правовой истории. Все попытки захватчиков из соседних стран поработить Японию терпели неудачу. Правда, в начале новой эры страна оказалась на некоторое время вассалом китайских императоров: в знак зависимости японцы посылали богдыханам подарки, платили дань.

В отличие от западноевропейской средневековой государственности Япония в своем государственно-правовом развитии прошла основные стадии:

VII-XII вв. - раннее средневековье: феодальные отношения только начинают складываться;

XIII-XVII вв. - развитое средневековье: сложилась феодальная сеньориально-вассальная структура со всевластием сегуна - «великого воеводы, покорявшего варваров»;

XVIII-XIX вв. - в Новое время феодальные отношения сёгуната переживают кризис, это начало их распада.

К VII в. произошли крупные перемены в общественной жизни Японии. Родовой строй пришел в упадок, уступив место феодализму. Япония превратилась в раннефеодальное, относительно централизованное государство в форме монархии. Основателем династии считается крупный родоплеменной союз Ямато. Глава государства имел титул императора (дословно «сын Неба» - Тенно). Император Камму перенес в 784г. столицу из Нара в соседний город Киото.

Легальное утверждение раннефеодальной монархии произошло в результате крупных реформ, получивших название «Манифест Тайка» (646г). Согласно реформам почти все общественные земли стали государственной собственностью, а население - подданными императора, его вассалами, которые делились на две социальные группы: свободные - от крестьянина до аристократа и подлые - рабы, полусвободные. Государственная надельная, подушная подать распространялась почти на все население.

Эти реформы имели для Японии значение политической революции. Они знаменовали собой утверждение раннефеодального государства во главе с наследственным монархом - императором. В эру Тайка создается Министерство императорского двора, которое просуществовало до конца Второй мировой войны. Впоследствии, с ростом благосостояния и усилением клановых распрей в Японии увеличивается политическое влияние буддийских иерархов. Поэтому к концу XI в. в стране фактически возникают три центра политического притяжения: Императорский двор; домоуправление правящего клана; буддийские монастыри. По достижении совершеннолетия император, как правило, принудительно постригался в монахи, а на престол возводился его малолетний наследник - послушное орудие в руках правящего клана и буддийских иерархов. Так постепенно складывалась традиция двоевластия.

Высшая государственная власть в Японии, как и в Китае, принадлежала Большому Государственному совету, разрабатывавшему общие направления государственной политики.

Возглавлял Государственный совет канцлер или старший министр. Непосредственные функции управления осуществляли два высших министра: левый (старший), и правый (младший), которые, в свою очередь, опирались на старших и младших советников.

Государственному совету подчинялось восемь министерств (Министерство императорского двора, общих дел, финансов, юстиции и др.), которые в отличие от Китая были тесно связаны с императорским домом.

Палата цензоров с огромным штатом разъездных цензоров-контролеров следила за «чистотой обычаев и нравов» и проводила расследования в случаях нарушений нравственности в государстве.

Кардинальные перемены в стране наступают в XII в., когда к власти приходят сегуны и создают свои правящие династии. Термин «сёгунат» происходит от сокращенного обозначения одной из функциональных должностных обязанностей военачальника (в данном случае обязанностей по усмирению мятежных варварских племен). В общем значении сегун - это военный диктатор, ставший наследственным должностным лицом, который доминировал над всеми властными структурами Японии с 1192 по 1867 гг. Режим сёгуната именовался также бакуфу - «правительство в походной палатке».

Всего за свою историю Японии пережила три сёгуната. На протяжении нескольких веков статус императора как главы государства был номинальным, поскольку вся административная и судебная иерархия находилась под контролем сегуна - военачальника. Император почти безвыездно жил в своем дворце, причем видели его преимущественно прислуживавшие ему лица и близкие родственники. Обычно по достижении некоторого возраста государи отказывались от престола и проводили остаток дней в уединении и молитвах. Этому способствовала и буддийская традиция, поощрявшем удаление от мирских дел в уединенные монастырские общины. При попытке совершеннолетнего монарха вмешаться в политику его тем или иным способом устраняли. Власть сегуна обычно переходила к его сыну. Характерно, что в договорах с иностранцами сегуна, нерешительного в своих властных возможностях, называли тайкун (великий государь).

Император традиционно именовался «тэнно» (угодный Небу правитель), а для иностранцев наиболее употребительным оказался титул «микадо», заимствованный из поэтического словаря и означающий «свет-государь».

С установлением первого сёгуната Минамото (1192-1333 гг.) двоевластие в Японии приобретает законченное выражение. Минамото стремился ликвидировать раздробленность страны, подавить распри, укрепить государство и свою власть. Характерной чертой первого сёгуната было сохранение статуса императора как номинального главы государства, который обладал некоторыми представительскими функциями. Император пользовался традиционными ритуальными почестями, но ни он сам, ни его двор уже не играли при сёгунате какой-либо заметной политической роли. С начала XIII в. императорский двор становится центром феодальной оппозиции.

Черты военно-абсолютистского режима сёгунат приобретает довольно поздно – к XVII в. (третий сёгунат Токугава, с 1603г.), когда ужесточаются методы правления военно-самурайской верхушки и создается разветвленный полицейский аппарат. Именно с этих пор политическая воля императора вообще перестала учитываться, а в императорской столице (г. Киото) была введена новая должность наместника сегуна, который следил за настроениями придворного окружения. Тогда же (1635г.) сёгунат вводит систему заложничества, при которой все даймё (крупные землевладельцы, князья) должны были попеременно проживать в доме сегуна, а возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо, столице сёгуната, свои семьи. Эта же система распространилась и на сыновей императора.

По аналогии с системой управления императорским двором прежних времен сёгунат Токугава ввел должности старших советников, входивших в Государственный совет сегуна (что-то наподобие узкого «кабинета министров») и контролировавших одну из пяти коллегий бакуфу. внутренних дел, иностранную, военную, военно-морскую, финансовую. Младшие советники правительства Токугава ведали гвардией сегуна, охраной его дворца, полицейским аппаратом и осуществляли слежку за вассалами.

Поскольку в средневековой Японии суд не был отделен от администрации, то судебные дела обычно разрешались тем ведомством, к которому относились проблемы. В ведении министерства юстиции, например, были два управления - взысканий (конфискация имущества и сбор штрафов в пользу казны) и тюремное управление (надзор за подследственными, за принудительными работами заключенных, исполнением приговоров). Наиболее сложные дела направлялись для рассмотрения в Государственный совет. Высшей апелляционной инстанцией в стране выступал император.

Общественная структура в Японии приобретает четкие очертания примерно к XII в., когда феодалы условно подразделяются на две основные группы: гокенин - непосредственные вассалы правителя-сегуна; хигокенин - иные вассалы, принадлежавшие другим сеньорам, как светским, так и духовным.

Ко времени развитого средневековья (XV в.) в Японии выделяются влиятельные князья (даймё), владельцы крупных феодальных хозяйств. К XVII в. даймё подразделяются на две категории: непосредственные вассалы императора, занимавшие высшие должности в государстве; «внешние» даймё, не участвовавшие в делах управления, но сохранявшие титулы и привилегии.

Когда в начале XVII в. Япония объединяется под эгидой сегуна Иэясу Токугава, в 1615г. издается Закон 18 статей, которыми регламентируются правовые статусы четырех основных сословий японского общества: самураев – си; крестьян – но; ремесленников – ко; торговцев – сё. Вне этого сословного деления находилась японская аристократия – кугэ, получавшая в качестве вознаграждения за службу рисовые пайки от сегуна. Исключались из общества социальные изгои – эта.

Крестьяне-общинники фактически находились в поземельной кабале, поскольку им запрещалось покидать общинную землю. Подушная подать зависимых крестьян - рисовая рента доходила порой до половины собранного урожая. Но в наиболее тяжелом положении находились японские холопы - они фактически были рабами.

Первые памятники японского права относятся еще к ранней эпохе Тайка (конституция Сётоку-тайси 604г.). Но право в то время еще не выделялось из сферы религиозных и этических норм. Древняя религия японцев - синтоизм, вероучение местных племен, позднее переплетается с проникшим в страну буддизмом. Сосуществование двух религий стало своеобразным духовным плюрализмом. Обычаи, каноны синтоизма соблюдались населением при радостных событиях в жизни: рождении ребенка, свадьбе, уборке урожая, повышении по службе, очищении грехов путем омовения в реке и т.д. К буддизму обращались при печальных событиях: во время стихийных бедствий, при болезнях, смерти, на поминках. При этом день поминовения усопших отмечали песнями и танцами: буддизм, как известно, отрицая реальность существующего мира, утверждает истинность потустороннего мира «вечного блаженства».

Приверженность японцев своим вероучениям, духовным ценностям частично объясняет закрытость страны до середины XIX в. Ее жители подозрительно относились к проповедникам иной веры, миссионерам, особенно к иезуитам. Допуск европейцев в страну разрешался только для торговли и через один порт - Нагасаки.

Нормы поведения, близкие установкам конфуцианства в Китае, назывались в Японии гири: выделялись гири отца и сына, мужа и жены, старшего и младшего братьев; вне семьи существовали гири торговца и покупателя, хозяина и служащего и др. Гири отчасти заменяли собой право, но прежде всего это мораль. Соблюдались они автоматически, под страхом осуждения со стороны общества в случае неподчинения конкретным гири.

Военная каста (букэ, самураи) жила согласно собственному обычному праву (букэ-хо). Действовавший внутри касты «кодекс рыцарства» был основан на идее абсолютной преданности вассала сюзерену: вассал не имел никаких гарантий против произвола своего сюзерена. В 1232 г. был составлен Сборник обычаев военной касты, содержавший нормы уголовного права и «кодекс чести» самураев.

В законах феодальной Японии подробно расписаны права и обязанности вассалов и сюзеренов, особенно самураев. В своде Ясутоке Ходзе (XIII в.) самурай, приносящий клятву своему сюзерену, должен был сделать надрез на пальце и своей кровью смочить подпись. Моральный кодекс обязывал самурая быть верным своему господину, скромным, мужественным, готовым на самопожертвование. Настоящий самурай, отправляясь в военный поход, давал три обета: забыть навеки свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни.

Каждая социальная группа должна была выполнять в государстве строго определенные функции, причем обязанности каждого периодически уточнялись в сборниках рицу-рё. Характерно, что карательные нормы обозначались термином «рицу», административно-применительные - термином «рё».

Идеи и призывы конституции Сетоку 604 г. нашли воплощение в последующем законодательстве, которое содействовало преодолению клановой раздробленности и становлению единого централизованного государства. Из наиболее известных правовых сборников Японии раннего средневековья известны Тайхо-рё (701 г.) и Ёро рицу-рё (718 г.). Тайхо большей частью посвящен регулированию земельных отношений, а Ёро - уголовным и административным предписаниям.

Тайхо-рё представляет собой сборник тридцати законоустановлений, регулирующих широкий спектр налоговых и трудовых повинностей, обязанностей должностных лиц, а также общих рекомендаций по справедливому осуществлению общественных обязанностей правителя и народа и соблюдению традиционных морально-этических требований.

Ёро рицу-рё регулирует преимущественно сферу управления, включая судебную. К наиболее тяжким преступлениям здесь отнесены посягательства на носителей государственно-властных обязанностей, а также на родственников по восходящей линии. Утверждается солидарная ответственность наряду с персональной и должностной; различается степень соучастия в исполнении преступных действий. Для привилегированных сословий предусмотрено смягчение наказаний.

В период третьего сёгуната Токугавы оживилось законотворчество, самым крупным достижением которого стал Закон 18 статей Иэясу Токугавы, регламентировавший статус императора и даймё, а также правовые статусы четырех основных сословий японского общества: самураев – си: крестьян – но; ремесленников – ко; торговцев – сё.

Кодекс 100 статей, принятый в 1742 г., имел главной заслугой обобщение основного содержания признанных законов, в том числе Тайхо и Ёро.

На основе надельной системы сложилась социальная иерархия. Все ступени которой подчинялись главе государства – императору или «сыну неба». Глава государства рассматривался как посредник между землей – т. е обществом и государством и обожествленным небом. Поэтому личность главы государства также обожествлялась. Запрещалось приближаться сидеть в его присутствии, смотреть в глаза, император мог строить без ограничений пагоды и другие зданий, обладал исключительным правом носить желтые одежды.

Ниже императора следовали 9 домов аристократии, происходившей из потомков «сильных домов» и многочисленных императорских родственников и их потомков. Представитель высшего2-ого ранга получал от государства надел в 10 тысяч му, а представитель низшего 9 ранга в 500 му. Аристократия легально и нелегально увеличивала размер наделов за счет рабов и крупнорогатого скота, а также прямым захватом.

Ниже аристократии стояли 9 домов государственной бюрократии, которая имела внутреннее деление на 30 разрядов. Представитель первого высшего ранга получал государственный надел 1200 му, а низшему 9 рангу полагалось 80 му.

В начале 7 века появилась практика сдачи государственных экзаменов для гражданских чиновников, а в конце 7 века для военных чиновников. Более простые экзамены в силу значительно меньшего социального престижа военной профессии. В последующие века система государственных экзаменов совершенствовалась, чем выше был ранг, тем более сложные становились экзаменационные испытания. Начиная с 5 ранга экзамены сдавались только в столицах (знание наизусть трудов Конфуция, философию даосизма, буддизма, древней китайской истории, умение писать стихи, каллиграфия). Чиновники 3-х высших рангов имели право на жилище построенное по оригинальным проектам (с учетом социального статуса).

«Добрый народ» - свободный и полноправный, их обязанность и право – это уплата государственного налога. Эта категория имела право сдавать государственные экзамены, повышать свой социальный статус через приобщение к чиновничеству. 4 категории: ученые, крестьяне, ремесленники (скульпторы), торговцы.

«Низкий народ» - низы, с ограниченным социальным статусом: кэху и рабы. Кэху – полусвободные крестьяне, держатели земли у частных лиц, работали за половину урожая, выполняли нефиксированную ренту, подвергались любым наказаниям. Рост численности кэху – показатель кризиса политического централизма, максимально высокой отметки численность достигла в период кризиса 10 века – 10% от общей численности крестьянства. Рабы делились на государственных и частных, рабы были в крестьянском хозяйстве. В 60 лет им предоставлялась полусвобода, а в 70 полная свобода.

Политическая система была представлена государственной властью, которую возглавляла императорская власть. Императору подчинялся государственный совет, 3 палаты ведомства . Формально императорская власть была не ограничена, но регулировалась конфуцианскими нормами. В разные периоды государственным советом, политическими традициями, существовало должность специального чиновника («увещеватель»), который был обязан указывать «сыну неба» на совершенные им просчеты и ошибки.

Первая палата являлась центральной и объединяла императорские службы, в нее входили секретариат и канцелярия, которые готовили указы и распоряжения общегосударственного и религиозного значения. В эту палату входил комплекс служб, которые обслуживали персону императора, входила личная гвардия и служба посольств, отвечавшая за прием иностранных гостей, внешнеторговые отношения Китая.

Вторая палата отвечала за основные сферы государственного управления. В нее входили 6 ведомств, которые делились на две структуры, каждую из которых возглавлял канцлер.

Главным считался левый канцлер, ему подчинялись три главных ведомства: 1 ведомство чинов, 2 ведомство обрядов, 3 ведомство финансов.

1 ведомство чинов – перемещение чиновников по стране и перемещение по иерархии.

2 ведомство обрядов контролировало церковные учреждения и религиозное поведение Китайцев, в 9-10 веках это ведомство ослабило экономические позиции буддизма, не затронув его церковно-религиозную деятельность (конфискация земельной собственности). Государство контролировало выполнение конфуцианских норм всеми слоями населения, конфуцианство – основа государственной стабильности.

3 ведомство финансов осуществляло сбор налогов и регулировало финансовую систему в целом.

Правому и менее значимому канцлеру подчинялись судебные ведомства, военные ведомства, ведомства общественных работ. Военный чиновник в социальной иерархии занимал более низкое место чем гражданский чиновник. Военным чиновника давали усеченное образование. Ведомство общественных работ занималось распределением рабочей силы крестьян, строительство дорог, мостов, административных зданий и резиденций.

Третья палата цензоров. Она контролировала деятельность 1 и 2 палат, боролась с коррупцией и сепаратизмом, деятельность этой палаты оценивалась по форме: укрепление ствола и ослабление ветвей. В территориально сильном отношении Китай делился на 10 провинций, которые подразделялись на округа, а округа на уезды. Границы округов и уездов устанавливались по численности населения. В правление династии Там в Китае было примерно 358 уездов, которые разделялись на 1500 уездов. Кроме того существовало от 600 до 800 военных округов. Во время войны армия должна была сама себя обеспечивать (кроме оружия, боеприпасов и военного обмундирования).

7. 1. Империя Цин

В XVII в: Китай подвергся завоеванию маньчжурских племен. Во главе страны утвердилась императорская династия Цин. Однако система управления практически не изменилась.

Во главе государства стоял император, обладавший неограниченными правами. Он был верховным законодателем и верховным жрецом, имея право карать и миловать своих подданных, осуществлял руководство внешней и внутренней политикой государства.

Высшими государственными учреждениями были Императорский совет и Военный совет. Императорский совет был создан в 1671 г. из числа маньчжурских и китайских сановников и ведал важнейшими гражданскими и военными делами. После создания в 1732 г. Военного совета решение важнейших вопросов переходит туда. Центральное управление осуществлялось ведомствами: налогов; чинов, церемоний, военного", уголовных наказаний, общественных работ. Существовал специальный инспекционный орган Палата цензоров. В административном отношении страна была разделена на провинции, которые делились на области, округа и уезды. Во главе каждой провинции стояли военный и гражданский губернаторы, которые подчинялись наместнику. Области, округа и уезды возглавлялись соответствующими начальниками.

В XVIII-XIX вв. западные державы начинают оказывать мощное давление на Китай с целью установления контроля над внутренними рынками и природными ресурсами. В 1839 г. Англия развернула военные действия против Китая, которые получили название "опиумные войны". В 1842 г. в Нанкине правительство Китая подписывает первый противоправный договор, предоставляющий широкие привилегии иностранцам. Вслед за Англией подобные договоры были подписаны с США и Францией.

7. 2. Революция тайпинов

В результате "опиумных войн" в Китае стали складываться революционные традиции и начались крестьянские восстания, которые возглавили руководители тайного антиманьчжурского общества. В 1851 г. повстанцы захватили один из окружных центров и провозгласили создание государства "Тайпин таньго" ("Небесное государство всеобщего благоденствия"). В 1853 г. войска тайпинов взяли Нанкин и провозгласили его своей столицей. Вскоре они обнародовали программу пре-- образований, которая предусматривала распределение земли на унитарных началах, освобождение крестьян от арендной платы помещикам, уравнивание женщин и мужчин в правах, борьбу с коррупцией и т. д.

Однако войска маньчжурской династии, опираясь на поддержку интервентов, к 1864 г. смогли подавить восстание. Тем не менее, существенных изменений в государственной системе проведено не было. Некоторые изменения в государственном аппарате и развитие капиталистических отношений не изменили отсталого характера Китайского государства.

7.3 "Сто дней реформ"

Поражение Китая в 1895 г. в войне с Японией и последующий императорский раздел страны активизировали патриотическое движение во главе с публицистом и философом Кан Ювэем. В 1898 г. император Гуансюй, сочувствовавший реформаторам, издал 50 довольно радикальных указов на основе программы, подготовленной Кан Ювэем, и назначил некоторых членов его группы на государственные должности. Этот трехмесячный период вошел в историю как "сто дней реформ". Но реализованы в жизнь эти реформы не были. Вдовствующая императрица Цыси совершила государственный переворот. Император Гуансюй был арестован, его указы отменены, а реформаторы казнены; В 1899-1901 гг. в Китае вспыхивает восстание ихэтуаней (или "боксерское восстание"). Оно стало предлогом для вмешательства западных держав и России во внутренние дела Китая. Войска интервентов принудили Китайское правительство заключить крайне невыгодные соглашения, превратившие его в полуколонию.

Минский Китай родился и погиб в горниле великих крестьянских войн, события которых невидимым образом режиссировались тайными религиозными обществами типа «Белого лотоса». В эту эпоху было окончательно ликвидировано монгольское господство и заложены основы хозяйственной и политической систем, отвечающих традиционным китайским представлениям об идеальной государственности.

Пик могущества империи Мин приходился на первую треть XV в., к концу же столетия начинают нарастать отрицательные явления. Вся вторая половина династийного цикла (XVI – первая половина XVII вв.) характеризовалась затяжным кризисом, приобретшим к концу эпохи всеобщий и всесторонний характер. Начавшийся с изменений в экономике и социальной структуре кризис наиболее зримо проявлял себя в области внутренней политики.

Первый император династии Мин Чжу Юаньчжан (1328-1398) начал проводить дальновидную аграрную и финансовую политику. Он увеличил долю крестьянских дворов в земельном клине, усилил контроль за распределением казенных земель, стимулировал опекаемые казной военные поселения, переселял крестьян на пустующие земли, ввел фиксированное налогообложение, предоставлял льготы малоимущим дворам.

Его сын Чжу Ди ужесточил полицейские функции власти: было учреждено специальное ведомство, подчинявшееся только императору – Парчовые халаты, поощрялось доносительство. В XV в. появилось еще два карательно-сыскных учреждения.

Центральной внешнеполитической задачей Минского государства в XIV-XV вв. было предотвращение возможности нового монгольского нападения. Не обходилось без военных столкновений. И хотя в 1488 г. с Монголией был заключен мир, однако набеги продолжались еще и в XVI в. От нашествия на страну войск Тамерлана, начавшегося в 1405 г., Китай спасла смерть завоевателя.

В XV в. активизируется южное направление внешней политики. Китай вмешивается во вьетнамские дела, захватывает ряд районов Бирмы. С 1405 по 1433 гг. в страны Юго-Восточной Азии, Индию, Аравию и Африку совершается семь грандиозных экспедиций китайского флота под руководством Чжэн Хэ (1371 – около 1434).

В разных походах он вел от 48 до 62 только крупных кораблей. Эти вояжи имели целью установление торговых и дипломатических связей с заморскими странами, хотя вся внешняя торговля была сведена к обмену данью и дарами с зарубежными посольствами, на частную же внешнеторговую деятельность накладывался строжайший запрет. Караванная торговля также приобрела характер посольских миссий.

Государственная политика в отношении внутренней торговли не была последовательной. Частная торговая деятельность признавалась легальной и доходной для казны, однако общественное мнение считало ее недостойной уважения и требовавшей систематического контроля со стороны властей.

Само же государство вело активную внутреннюю торговую политику. Казна принудительно закупала товары по низким ценам и распределяла продукты казенных промыслов, продавала лицензии на торговую деятельность, сохраняла систему монопольных товаров, содержала императорские лавки и насаждала государственные «торговые поселения».

Основой денежной системы страны оставались в этот период ассигнация и мелкая медная монета. Запрет на использование золота и серебра в торговле хотя и ослаблялся, но, однако, довольно медленно. Четче, чем в предыдущую эпоху, обозначаются хозяйственная специализация районов и тенденция к расширению казенного ремесла и промыслов. Ремесленные объединения в этот период постепенно начинают приобретать характер цеховых организаций. Внутри них появляются письменные уставы, возникает зажиточная прослойка.

С XVI в. начинается проникновение в страну европейцев. Как и в Индии, первенство принадлежало португальцам. Их первым владением на одном из южнокитайских островов стало Макао (Аомэнь). Со второй половины XVII в. страну наводняют голландцы и англичане, которые оказывали маньчжурам помощь в покорении Китая. В конце XVII в. в пригороде Гуан-чжоу англичане основали одну из первых континентальных факторий, ставшую центром распространения английских товаров.

В эпоху Мин господствующее положение в религии занимает неоконфуцианство. С конца XIV в. прослеживается стремление властей поставить ограничения буддизму и даосизму, что вело к расширению религиозного сектантства. Другими яркими чертами религиозной жизни страны были китаизация местных мусульман и распространение локальных культов в народной среде.

Нарастание кризисных явлений в конце XV в. начинается исподволь, с постепенного ослабления императорской власти, концентрации земель в руках крупных частных владельцев, обострения финансового положения в стране. Императоры после Чжу Ди были слабыми правителями, а всеми делами при дворах заправляли временщики. Центром политической оппозиции стала палата цензоров-прокуроров, члены которой требовали реформ и обвиняли произвол временщиков.

Деятельность такого рода встречала суровый отпор со стороны императоров. Типичной была картина, когда очередной влиятельный чиновник, подавая обличительный документ, одновременно готовился к смерти, ожидая от императора шелкового шнурка с приказом удавиться.

Переломный момент в истории Минского Китая связан с мощным крестьянским восстанием 1628-1644 гг. во главе с Ли Цзычэнем. В 1644 г. войска Ли заняли Пекин, а сам он объявил себя императором.

История средневекового Китая представляет собой пестрый калейдоскоп событий: частую смену правящих династий, длительные периоды господства завоевателей, как правило, приходивших с севера и очень скоро растворявшихся среди местного населения, восприняв не только язык и образ жизни, но и классический китайский образец управления страной, оформившийся в танскую и сунскую эпохи.

Ни одно государство средневекового Востока не смогло достичь такого уровня управляемости страной и обществом, какой был в Китае. Не последнюю роль в этом сыграла политическая замкнутость страны, а также господствовавшее в среде управленческой элиты идейное убеждение об избранности Срединной империи, естественными вассалами которой являются все прочие державы мира.

Однако и такое общество не было свободно от противоречий. И если побудительными мотивами крестьянских восстаний часто оказывались религиозно-мистические убеждения или национально-освободительные идеалы, они нисколько не отменяли, а наоборот, переплетались с требованиями социальной справедливости.

Показательно, что китайское общество не было столь замкнутым и жестко организованным, как, например, индийское. Предводитель крестьянского восстания в Китае мог стать императором, а простолюдин, выдержавший государственные экзамены на чиновничью должность, мог начать головокружительную карьеру.

" Подробнее о традиционной системе управления в Ки- тае см.: История государства и права зарубежных стран. Учеб- ник для вузов. Часть 1. М., 1996. С. 388-391. С 1839 года англичане развернули против Китая военные действия, которые положили начало "опиумным войнам". Феодальная армия не могла противостоять первоклассно вооруженным сухопутным войскам и флоту Англии, а цинс- кие власти показали полную неспособность организовать оборону страны. В августе 1842 г. в Нанкине был подписан первый в истории Китая неравноправный договор. Этот договор отк- рывал для торговли, кроме Гуанчжоу, еще четыре китайс- ких порта. К Англии отошел остров Сянган (Гонконг). Цинское правительство обязалось также выплатить англи- чанам огромную контрибуцию, ликвидировать китайскую торговую корпорацию, монопольно занимавшуюся посредни- ческой торговлей с иностранцами, и установить выгодный для Англии новый таможенный тариф. В 1843 году Нанкинский договор был дополнен протоко- лом, согласно которому иностранцам предоставлялось пра- во экстерриториальности в создаваемых ими сеттльментах, где устанавливалась не подчиненная китайским властям система управления, содержались иностранные войска и полиция. Местные китайские власти должны были в откры- тых портах не только разрешать систему этих иностранных поселений, но и выделять для них земли и дома за "спра- ведливую" арендную плату. Иностранцы полностью изыма- лись из-под юрисдикции китайских судов, для них уста- навливалась консульская юрисдикция. Вслед за Англией неравноправные договоры с Китаем были заключены США и Францией (1844 г.). Важным следствием "опиумной" войны явилось возникно- вение в стране революционной ситуации, развитие которой привело к потрясшему империю Цинов крестьянскому восс- танию. Его возглавили руководители тайного антимань- чжурского общества "Байманди хуэй" ("Общество поклоне- ния верховному владыке"). Главой общества и его идеоло- гом был сельский учитель Хун Сюцюань. Общество пропове- довало равенство и братство, для обоснования которых использовались некоторые идеи христианства. Конечную цель борьбы Хун Сюцюань видел в создании "Тайпин тянъ- го" ("Небесного государства всеобщего благоденствия"), поэтому его последователи и стали именоваться тайпина- ми. Они пропагандировали и осуществляли на практике идеи уравнительного распределения, которые привлекали к тай- пинам главным образом обездоленных людей. Но в их ряды вошли и представители торговой буржуазии и помещиков, привлеченные антиманьчжурской направленностью движения. Восстание развивалось успешно. В 1851 г. повстанцы овладели окружным центром Юнань и заложили здесь основы своей государственности. Было провозглашено "Тайпин тянъго", руководитель движения Хун Сюцюань получил ти- тул небесного царя (тянь ван), царями (ванами) стали именоваться и пять других руководителей движения. Таким образом, как и в других крестьянских движениях, китайс- кие крестьяне не пошли дальше установления "справедли- вой" монархии. Тайпины уделяли большое внимание военному делу и в скором времени создали боеспособную армию, отличавшуюся строгой дисциплиной. В марте 1853 г. войска тайпинов взяли Нанкин - столицу Китая в период Минской династии, который был провозглашен столицей "небесного государс- тва". Вскоре после этого события был обнародован доку- мент под названием "Земельная система небесной динас- тии", значение которого выходило за рамки его официаль- ного наименования - практически он был программой анти- феодальной крестьянской революции. Этот документ пре- дусматривал распределение земли на уравнительных нача- лах, освобождение крестьян от арендной платы помещикам, предоставление равноправия женщинам, вплоть до равного с мужчинами доступа на государственную службу, госу- дарственное содержание нетрудоспособных, меры борьбы с коррупцией и др. Власть тайпинов на части территории Китая просущест- вовала до 1864 г. Основными причинами ее гибели, не считая некоторых стратегических просчетов тайпинских руководителей и раскола в их среде, были интервенция западных держав и внутреннее разложение тайпинского движения. Тайпинские армии потеряли былую боеспособ- ность, а тайпины в целом - широкую поддержку народа. Они потерпели поражение под ударами объединенных войск маньчжурской династии и китайских помещиков, поддержан- ных интервентами. Тем не менее восстание тайпинов имело большое историческое значение, явилось предтечей ки- тайской буржуазно-демократической революции, предвест- ником национально-освободительной борьбы. "Сто дней реформ". Тайпинское восстание и "опиумные" войны потрясли Цинский Китай. При этом в государствен- ном строе не произошло существенных изменений, за иск- лючением некоторых преобразований в структуре государс- твенных органов. Знаменательным событием явилось учреждение в 1861 г. после третьей "опиумной" войны государственного органа, ведающего иностранными делами, под названием Главная канцелярия по иностранным делам, которая не была ве- домством по иностранным делам в обычном понимании этого слова. Главные чиновники канцелярии работали в ней по совместительству, были, как правило, некомпетентны, что затрудняло переговоры с ними представителей иностранных государств. И все же появление в государственной струк- туре специального органа по иностранным делам стало оп- ределенной вехой, означавшей конец многовековой изоля- ции страны. В 1885 г. появилось еще одно центральное ведомство - адмиралтейство (канцелярия по военно-морс- ким делам). Организации его предшествовало уничтожение китайского флота во время франко-китайской войны 1884- 1885 гг., закончившейся подписанием еще одного нерав- ноправного договора и захватом французами Аннама. Одна- ко средства, ассигнованные на строительство флота, ушли в основном на строительство летнего императорского дворца под Пекином, туда же были направлены и люди, предназначавшиеся для службы во флоте. Китай по-прежне- му оставался безоружным перед лицом иностранной агрес- сии. После подавления восстания тайпинов была отменена система двух губернаторов в провинциях (военного и гражданского) и местная власть сосредоточилась в одних руках. В структуре провинциального управления закрепи- лись возникшие в последний период борьбы с тайпинским движением комитеты по восстановлению порядка, состояв- шие из главных провинциальных чиновников, а именно: казначея, судебного чиновника, соляного контролера и зернового интенданта. Наместники получили право казнить без предварительной санкции сверху лиц, уличенных в принадлежности к тайным обществам, имеющим целью нисп- ровержение существующего строя, и "открытых мятежников и разбойников". Вместе с тем маньчжуры, сохранив господствующее по- ложение, были вынуждены предоставить китайским фео- далам, спасшим вместе с иностранцами Цинскую династию, большее число государственных должностей. Характерной особенностью формирования государственного аппарата тех времен является расширение открытой продажи должностей, усиление произвола чиновников. Резко усилившаяся экспансия иностранного капитала в Китай привела к захвату им важнейших позиций в экономи- ке, к возникновению сравнительно сильного и быстрораз- вивающегося иностранного сектора в экономике. Страна превращалась в полуколонию западных держав. В 60-80-е гг. XIX в. возникают первые китайские ка- питалистические предприятия. Первоначально это казенные или казенно-частные заводы, арсеналы и мастерские, а затем частные предприятия, действовавшие также под контролем государства. Ведущей силой формирующейся на- циональной буржуазии стали крупные чиновники и помещи- ки. Раньше национальной образовалась в Китае компра- дорская (посредническая) буржуазия, выступавшая как си- ла, стремящаяся сохранить антинародный и антинациональ- ный маньчжурский режим. Вторжение в страну иностранного капитала покончило с относительной замкнутостью китайс- кой деревни, приобщило сельское хозяйство Китая к миро- вому рынку. Рост национального капитализма, расширение экономи- ческих связей в стране, возникновение крупных экономи- ческих и культурных центров создали условия для образо- вания китайской нации, развития национального самосоз- нания. Поражение Китая в войне с Японией (1895 г.) и осо- бенно империалистический раздел страны активизировали деятельность патриотических сил. В конце XIX в. большое влияние на ее общественную жизнь оказала группа интел- лигентов во главе с публицистом и философом Кан Ювэем, представлявшая интересы национальной буржуазии и обур- жуазившихся помещиков. Эта группа выступала за модерни- зацию страны, за проведение реформ с помощью импера- торской власти. Сочувствовавший реформаторам император Гуансюй наз- начил членов группы на государственные посты и на осно- ве подготовленного Кан Ювэем программного доклада издал 50 довольно радикальных указов, посвященных в своем большинстве вопросам экономики и просвещения, а также некоторым вопросам деятельности государственного аппа- рата. Этот трехмесячный период 1898 г. вошел в историю Китая под названием "сто дней реформ". Реформы не были проведены в жизнь из-за дворцового переворота, совер- шенного вдовствующей императрицей Цыси. Император Гуан- сюй был арестован, его указы отменены, а реформаторы казнены. В 1899 году Китай вновь был потрясен народным восс- танием. Это было выступление сельской и городской бед- ноты в рядах ихэтуаней ("отрядов справедливости и сог- ласия"), возникших на базе тайного общества - "кулак во имя справедливости и согласия". Восстание носило глав- ным образом антииностранный характер и продолжалось до 1901 г., будучи усиленным представителями правящих кру- гов, заигрывавшими с широким народным движением. Осада восставшими посольского квартала в Пекине послужила по- водом для вмешательства во внутренние дела Китая ряда европейских держав, царской России и США. В 1900 г. войска интервентов заняли Пекин. Цинский двор капитули- ровал. В 1901 году представителем Цинов был подписан так называемый "заключительный протокол", по которому ки- тайское правительство обязалось выплатить вторгшимся в страну державам огромную контрибуцию и приняло ряд уни- зительных условий, закреплявших окончательное превраще- ние Китая в полуколонию. Позорные условия "заключитель- ного протокола" усилили всеобщую ненависть народа к маньчжурской династии, и, чтобы притупить ее, Цины вы- нуждены были предпринять ряд реформ. Первым практическим шагом в серии реформ была реор- ганизация Главной канцелярии по иностранным делам, на базе которой вскоре после подавления восстания ихэтуа- ней было создано Министерство иностранных дел по евро- пейскому образцу. Был упразднен ряд синекур при дворе и в провинциях. В 1903 г. вместо бывшего министерства об- щественных работ было создано министерство земледелия, промышленности и торговли, перед которым была поставле- на задача выработать уставы, регламентирующие деятель- ность торгово-промышленных предприятий, всячески спо- собствовать притоку капиталов в промышленность и тор- говлю. В 1905 г. создается министерство полиции, преоб- разованное в следующем году в министерство внутренних дел (гражданской администрации). В то же время создают- ся министерства образования,почти путей сообщения, фи- нансов, армии и права (вместо министерства уголовных наказаний). В 1906 г. учреждается Главное таможенное управление. Судебные органы отделяются от администра- ции. Судебную систему составили Верховная судебная па- лата, суды высшей ступени, окружные суды и суды первой инстанции. Одновременно была учреждена прокуратура. В 1906 году был обнародован указ о проведении подго- товительных мероприятий для перехода к конституционному правлению. В связи с этим в следующем году Цины учреди- ли бюро по составлению и проверке конституции, а также бюро законодательных реформ, сосредоточившее свои уси- лия на подготовке кодексов. 1 августа 1908 г. был опуб- ликован документ под названием "Основная программа конституции". Подчеркивая незыблемость императорской власти, неограниченность ее прав во всех областях поли- тической жизни, этот документ упоминал, вместе с тем, о предстоящем создании представительного учреждения - парламента, правда, с весьма ограниченными совещатель- ными функциями. Глава 7 . Латинская Америка 1. Война за независимость и образование латиноамериканских государств Испанская и португальская колониальные империи в Америке. Особенностью становления колониальных систем Испании и Португалии в Америке является то, что этот процесс начался еще в конце XV - начале XVI в., т. е. в эпоху средневековья. Хотя завоевание "Индий" (так офи- циально именовались испанские колонии) рассматривалось как цивилизаторская миссия, как обращение в христианс- тво язычников-индейцев, оно осуществлялось в основном военно-феодальными методами. Там, где существовала традиционная индейская госу- дарственность, она была уничтожена конкистадорами (у майя, инков, ацтеков и т. д.). Земля в колониях офици- ально объявлялась собственностью короны, но фактически с XVI в. она переходит в руки колонизаторов-конкистадо- ров и католической церкви. Широкое распространение по- лучила система энкомиенды, своеобразной разновидности полукрепостнического, полурабского труда индейцев. Юридически считалось, что индейские общины, находив- шиеся на захваченных территориях, передавались под "опеку" латифундистам-энкомендеро. Лишь в XVIII в. под влиянием зарождающегося капиталистического уклада на смену энкомиенде приходит пеонаж - долговая кабала, построенная на полуфеодальных арендных отношениях. Колониальная администрация в Латинской Америке фор- мировалась исторически по ходу самой территориальной экспансии Испании и Португалии. За 300 лет господства Испании в Америке сложилась самая крупная и прочная по тем временам колониальная империя с чрезвычайно сложной социально-этнической структурой, с единой католической верой и с централизованной системой политического уп- равления. На вершине этой властной пирамиды стоял испанский король. Практически же общее руководство по- литикой Испании в колониях осуществляли Торговая пала- та, а затем с 1524 г. - созданный при короле Совет по делам Индий, первый в мировой истории специализирован- ный центральный орган колониальной администрации. Этот Совет издавал колониальные законы, назначал высших чи- новников, был верховной апелляционной инстанцией для колониальных судов. Высшую власть в самой Америке осуществляли вицекоро- ли, которые не просто представляли, но как бы олицетво- ряли собой испанскую корону. В самих колониях им оказы- вали все почести, которые причитались самому испанскому королю. К концу XVIII в. в Латинской Америке было создано четыре вице-королевства: Новая Испания (столица Мехи- ко), Новая Гранада (Богота), Перу (Лима), Рио-де-ла-Плата (Буэнос-Айрес). Вице-короли командовали вооруженными силами, издава- ли местные законы, руководили администрацией, закрепля- ли земли и индейские общины за испанскими переселенца- ми, контролировали сбор налогов. Их полномочия действи- тельно были королевскими, а потому даже в официальной доктрине Испании вице-королевства рассматривались как находящиеся в федеративном союзе с Испанским королевс- твом (королевства Леона и Кастильи). В колонии, имевшие меньшее значение для испанской короны, назначались генерал-капитаны, которые номиналь- но подчинялись вице-королям, но практически пользова- лись административной самостоятельностью и получали указания непосредственно от Совета по делам Индий. К концу XIX в. были образованы генерал-капитанства в Гватемале, Венесуэле, Чили и на Кубе. Впоследствии эти искусственно сложившиеся границы между вице-королевс- твами и генерал-капитанствами станут основой погранич- ной демаркации для самостоятельных латиноамериканских государств. Важную роль в колониальном управлении играли созда- ваемые при вице-королях или генерал-капитанах особые судебно-административные органы - аудиенции. В провинциях, на которые делились колонии, руководс- тво администрацией, судом, церковью осуществляли губер- наторы, которым, в свою очередь, были подчинены кор- рехидоры, старшие алькальды. В XVIII в. при королях из династии Бурбонов для большей централизации системы уп- равления в провинции назначались интенданты и субделе- гаты. Все высшие должности в колониальной администрации в Латинской Америке, в том числе и вице-королей, замеща- лись исключительно выходцами из числа испанской фео- дальной знати, присылаемой в колонию на ограниченный срок (обычно на 3-6 лет). Считалось, что длительное пребывание испанцев в колониях, внебрачные связи ведут к "порче крови". Единственным звеном колониальной администрации, дос- тупным местному дворянству из потомков испанских посе- ленцев (креолам), уже утратившим "чистоту крови", было городское управление. Здесь сохранялись некоторые тра- диции и формы, заимствованные из муниципального самоуп- равления Испании. Имущая верхушка составляла муници- пальную корпорацию - кабильдо. Управление городами осу- ществляли советники - рехидоры и избираемый ими аль- кальд. Огромную роль в колониальном управлении Латинской Америкой играла католическая церковь. Папская булла в 1493 г. дала испанским королям право патронажа над цер- ковью в колониях, в частности право назначать на цер- ковные должности. В результате церковь стала органичес- кой частью колониального аппарата, хотя и использовала при этом свои специфические духовные средства воздейс- твия на население колоний. Инквизиционные трибуналы су- рово карали не только за отход от католической веры, но и за высказывание крамольных политических идей. При этом церковь была крупным землевладельцем, сосредото- чившим в своих руках одну треть всей пахотной земли ко- лоний. Экономическая мощь церкви позволяла ей вступать в конфликты с самой колониальной администрацией, претен- довать на самостоятельность в политической жизни. В Па- рагвае, например, орден иезуитов организовал подобие автономного, закрытого для внешнего мира и для офици- альных властей государства, основанного на принудитель- ном труде индейцев в церковных владениях - редукциях. Это своеобразное политическое образование иезуитов, на- поминавшее платоновское государство, просуществовало практически более столетия. Многоступенчатый и сложный аппарат колониального управ- ления в Латинской Америке отличался чудовищным бюрокра- тизмом со свойственной ему неэффективностью и коррупци- ей. Строжайшая централизация не мешала чиновникам всех рангов, начиная от вице-королей и кончая городскими ре- хидорами, пользоваться большой отдаленностью от Испа- нии, проявлять самовластие, осуществлять правотворчест- во, допускать любые беззакония. К концу XVIII в. в связи с ростом противоречий между метрополией и колониями вице-королевства и генерал-ка- питанства превратились в своеобразные квазигосударства, постепенно приобретающие самостоятельное политическое существование. Чиновники в колониях по отношению к властям метрополии часто руководствовались правилом: "повинуюсь, но не выполняю". Испанская администрация стремилась тщательно регла- ментировать все стороны жизни населения в колониях, разработала для них огромную массу законодательных ак- тов. В 1680 г. был издан Свод законов королевства Индий (9 книг и 6377 законов) - первый в истории официальный сборник колониального права. Колониальное законодательство закрепляло систему фе- одальной поземельной собственности (энкомиенды, асьен- ды, латифундии) и сословное деление общества. Это деле- ние проявилось не только в предоставлении урожденным испанцам и креолам типично феодальных привилегий (дво- рянские титулы), но и в установлении неполноправности индейцев, негров и лиц смешанного происхождения (мети- сов, мулатов). Характерным для колониального права было также то, что креолы, составлявшие основную часть фео- дальной знати в Латинской Америке (идальго, кабальеро), по своему правовому положению все же стояли ниже, чем лица, родившиеся в Испании. Схожей была и система управления в Бразилии, являв- шейся колонией Португалии. С XVII в. колониальную адми- нистрацию возглавил вице-король, при котором были соз- даны военное и налоговое ведомства. Ему подчинялся местный аппарат управления. Но колониальная система в Бразилии была менее централизованной, поскольку порту- гальской короне не удалось полностью преодолеть местный сепаратизм, опиравшийся на феодальные права фазендейро (плантаторов, эксплуатировавших преимущественно труд негров-рабов). Освободительная война 1810-1826 гг. и образование неза- висимых государств. Несмотря на господство латифундизма и на многочисленные запреты и ограничения со стороны метрополий, в колониях постепенно зарождались ростки капиталистических отношений. Именно на этом фоне во второй половине XVIII в. в Латинской Америке пробуди- лось национальное самосознание - процесс, ускоренный революционной борьбой за независимость США. Политика метрополий порождала недовольство у различ- ных слоев трудящегося населения (индейцы, метисы, мула- ты и т. д.). Но основная оппозиция колониальному режиму проистекала все же со стороны наиболее влиятельной по- литической силы в колониях - латифундистов-креолов, а также со стороны усиливающейся местной буржуазии. В си- лу своего особого положения в колониальном обществе (богатство, доступ к образованию, навыки военной и по- литической деятельности) креолы играли ведущую роль в растущем движении за независимость. Большое влияние на развитие освободительного движе- ния в испанских и португальских колониях в Америке ока- зала также французская революция XVIII в. и ее консти- туционные документы, которые дали импульс восстанию негров-рабов и провозглашению в 1806 г. независимого государства Гаити (бывшей французской части колонии СанДоминго). В 1806 г. один из видных представителей освободительного движения - венесуэлец Ф. Миранда, участник французской революции, предпринял первую, правда, закончившуюся неудачей, попытку высадиться на самом континенте и начать вооруженную борьбу за сверже- ние колониального испанского режима. Война за независимость в Латинской Америке началась вскоре после того, как войска императора Наполеона I вторглись в Испанию и сместили законного короля Ферди- нанда VII (династии Бурбонов). На престол был посажен брат Наполеона Жозеф. Создалась благоприятная обстанов- ка для выступления патриотических сил, поскольку новый испанский король был воспринят в колониях как узурпа- тор. Колониальный аппарат на несколько лет фактически лишился связей с метрополией. В 1810 г. начались анти- испанские выступления в Каракасе, Буэнос-Айресе, Боготе и других городах. Освободительная война в колониях прошла два этапа (18Ю-1815 гг. и 1816-1826 гг.). К 1815 г. испанской ко- роне после восстановления власти Фердинанда VII удалось вновь установить свою власть на всей территории Латинс- кой Америки, исключая Ла-Плату. С этой целью он исполь- зовал метод уступок и распространил на колонии либе- рально-демократическую Кадисскую конституцию 1812 г., принятую в Испании, но все-таки основной упор им был сделан на использование не испанской конституции, а на военные силы. Уже на первом этапе освободительной войны создава- лись правительственные хунты, которые не просто руково- дили движением патриотов, но и становились ядром новой зарождающейся государственности. В хунтах выдвинулись такие талантливые военные предводители и государствен- ные деятели, как С. Боливар, X. Сан-Мартин, X. Артигас и др. В ходе борьбы с испанской армией патриоты выраба- тывали конкретные формы организации политической и го- сударственной власти, которыми заменяли старую колони- альную администрацию. По мере успехов освободительной войны (главным обра- зом на втором ее этапе) правительственные хунты или специальные учредительные конгрессы провозглашали неза- висимость отдельных колоний. Как правило, это происхо- дило путем принятия специальных деклараций о независи- мости. Несмотря на существовавшие внутри антииспанского ла- геря серьезные противоречия, обусловленные различными интересами классов и социально-этнических групп, участ- вовавших в этой войне, патриотические круги добились определенного общественного согласия и утверждения пер- вых национальных правовых документов, выступавших иног- да в виде временных регламентов или статутов. К концу освободительной войны на месте бывших ис- панских и португальских колоний возникли 10 независимых государств: Аргентина, Боливия, Бразилия, Великая Ко- лумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Центрально-Американс- кая федерация, Чили, Уругвай. Таким образом, все бывшие испанские колонии (за исключением островных владений - испанская часть Сан-Доминго, Куба и Пуэрто-Рико) стали политически самостоятельными государствами. Война за независимость в Латинской Америке, высту- пившая в виде антиколониального движения, дала мощный толчок этнической интеграции и формированию в последую- щем самих наций (мексиканской, аргентинской, венесу- эльской и т. д.) и соответствующей им национальной го- сударственности. Образование самостоятельных государств и падение колониального режима вызвали и социальные последствия, в частности ослабление позиций феодальных сил, национальную интеграцию и создание более благопри- ятных условий для развития капиталистических отношений. Еще в ходе войны и в первые годы существования новых государств пришедшие к власти романтически и радикально настроенные лидеры патриотов проводили реформы антифео- дального характера, которые, правда, не всегда имели под собой реальную социальную почву. Их осуществление затруднялось в силу низкого уровня политической и пра- вовой культуры широких масс населения. Тем не менее в большинстве стран была запрещена ра- боторговля, ограничено или отменено рабство, упразднена подушная подать с индейцев, церковная десятина и т. д. Прогрессивную направленность имели и такие реформы, как отмена сословного строя, упразднение дворянских титу- лов, торговых и иных феодальных монополий, отказ от регламентации производства, утверждение неограниченной частной собственности, а также свободы предприниматель- ства и торговли. С упразднением старого аппарата управления подрыва- лись многие феодально-колониальные политические порядки и институты: бюрократическая централизация, откровенная безответственность чиновников, суды инквизиции и т. д. В политическую практику молодых государств (по крайней мере, на первых порах) вводились новые абсолютно неиз- вестные колониальной эпохе политические и правовые инс- титуты: выборность государственных органов, процессу- альные гарантии личности (право на защиту, презумпция невиновности и т. д.), политические и личные права и свободы граждан. Однако эти преобразования, проводившиеся в разной степени во всех государствах, нигде не привели к корен- ному изменению основ их социально-экономической, а сле- довательно, и правовой структуры. Трудящиеся массы (крестьяне-индейцы, негры-рабы, го- родские низы и т. д.), втянутые в той или иной степени в освободительное движение, находились в плену религи- озных установок и традиционных представлений о незыбле- мости власти короля, чиновников и местных латифунди- стов. Они не были готовы к ликвидации самого сложивше- гося в колониях полуфеодального, полурабского образа жизни и эксплуатации. Лишь в отдельных странах антифеодальные требования крестьян-индейцев наложили свой отпечаток на политичес- кую программу радикально настроенных лидеров патриоти- ческого лагеря (например, движение под руководством М. Идальго и X. М. Морелоса в Мексике). Но эти требования не могли быть реализованы вследствие решительного соп- ротивления католической церкви и креольской реакции. Помещичьи и клерикальные силы, ставшие у власти в новых государствах, сумели сохранить свои основные тра- диционные привилегии и прежде всего огромные земельные латифундии. Буржуазные и разночинные элементы, слишком слабые, тесно связанные с церковными и помещичьими кру- гами, не способны были самостоятельно бороться за осу- ществление на практике демократических преобразований. Даже многие выдающиеся лидеры освободительного движения (например, С. Боливар) проявили осторожность и непосле- довательность при подходе к решению политических и осо- бенно социальных вопросов. Первые конституции стран Латинской Америки. Расхож- дения во взглядах и интересах различных сил, составляв- ших патриотический лагерь, вызвали острую политическую борьбу по ряду принципиальных вопросов организации но- вой государственной власти. Но в целом при наличии этих серьезных противоречий господствующим было убеждение в том, что формирующаяся новая государственная власть должна иметь самостоятельный конституционный базис. В связи с этим основным политико-идеологическим и правовым кредо во всех новых государствах Латинской Америки с самого начала был конституционализм. Уже в ранних документах латиноамериканского конституционализ- ма нашли свое отражение передовые политико-правовые идеи и институты своего времени, закрепленные в консти- туционной практике Испании, Англии, США и Франции. Первые конституции латиноамериканских государств, несмотря на отсталую социально-экономическую базу пос- ледних, испытали на себе в огромной степени влияние пе- редовых для своего времени идей республиканизма. Пример США, где республиканский строй не препятствовал длительному компромиссу плантаторов-рабовладельцев Юга и предпринимательских кругов Севера, порождал республи- канские настроения не только у радикальной интеллиген- ции и народных масс, чьи симпатии в ходе освободитель- ного движения оказались на стороне республики, но и у части латифундистов-креолов. Последние рассчитывали до- биться решающего влияния на состав государственных ор- ганов и на политику в новых республиках. Однако в ряде государств утверждение республиканско- го строя проходило в острой борьбе. Например, первая конституция Аргентины (Конституция Объединенных провин- ций Южной Америки), принятая в 1819 г. Учредительным собранием, где сильные позиции занимали помещикимонар- хисты, обошла молчанием вопрос о форме правления. И только по Конституции 1826 г. в Аргентине окончательно утвердилась "республиканская представительная форма".

Loading...Loading...