Характеристики форсажной камеры ту 160. Самолет "Белый лебедь": технические характеристики и фото. Цельноповоротные горизонтальное и вертикальное оперения

Оружие совсем не обязано быть красивым. К примеру, внешность советского боевого вертолета Ми-24 некоторые американские журналисты называют пугающей. Но бывают и обратные примеры, наиболее яркий из которых – это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160. Совершенство и плавность его основных обводов вызывают невольное восхищение. Конечно, красота – не единственное достоинство Ту-160. «Белый лебедь» - самолёт необычный. Он и сегодня остается самым мощным и самым скоростным стратегическим бомбардировщиком в мире. Кроме того, он является важной частью российской ядерной «триады», и способен нанести непоправимый ущерб любому агрессору.

История разработки бомбардировщика Ту-160 «Белый лебедь»

В 60-е годы прошлого века в СССР активная разработка стратегических бомбардировщиков фактически не велась. Военно-политическому руководству страны долгое время казалось, что время самолетов уходит, и лучше сосредоточить усилия на строительстве баллистических ракет. Эта ситуация изменилась лишь в 1967 году, когда правительство дало задание оборонной промышленности подготовить проект принципиально нового бомбардировщика. В постановлении Совета Министров были указаны желательные параметры этой машины, включая крейсерскую (даже не максимальную!) скорость в 3 500 километров в час при дальности полета в 13 тысяч километров – совершенно фантастические даже для сегодняшнего дня характеристики.

Наибольшим опытом создания тяжелых бомбардировщиков обладало конструкторское бюро А.Н. Туполева, однако, оно поначалу в проектировании новой машины не участвовало.

Были привлечены два других КБ – П.О. Сухого и В.М. Мясищева. Первое из них разрабатывало проект Т-4МС, основанный на аэродинамической схеме «летающее крыло». В то же время инженеры КБ Мясищева подготовили к 1972 году сразу два перспективных варианта. Один из них, М-18, был по внешнему виду довольно близок к американскому B-1B, который тогда еще только создавался, а второй, М-20, использовал аэродинамическую схему «утка».

КБ А.Н. Туполева привлекли к созданию нового «стратега» в конце 1969 года. По разным причинам, в том числе, возможно, под влиянием Д.Ф.Устинова, это конструкторское бюро вначале попыталось спроектировать самолет на основе пассажирского лайнера Ту-144.

В 1972 году советское Министерство авиационной промышленности провело конкурс, по итогам которого предполагалось выбрать один из проектов стратегического бомбардировщика для последующей «доводки» конструкции и серийного производства. Вариант, предложенный КБ Туполева, был признан наиболее неудачным. Т-4МС произвел сильное впечатление на конкурсную комиссию, однако, военные высказали опасение, что КБ П.О. Сухого не сможет одновременно вести работы по созданию истребителя Су-27 , что тогда являлось приоритетным направлением.

Проект Мясищева - М-18 - на этом фоне выглядел наиболее приемлемым. Схожесть с B-1 была скорее плюсом, чем минусом: она указывала на то, что, по крайней мере, компоновка бомбардировщика уже является «проверенной». В то же время КБ Мясищева не обладало собственной производственной базой и не имело опыта создания сверхзвуковых самолетов.

Итоговое решение комиссии выглядело парадоксальным: победитель назван не был, а все дальнейшие работы поручили КБ А.Н. Туполева, предложив другим участникам передать в его распоряжение всю техническую документацию.

Глядя на современный «Белый лебедь» Ту 160, может показаться, что за его основу был взят проект Мясищева М-18, но это не совсем так. В частности, далеко не сразу «туполевцы» остановились на варианте самолета с крылом переменной стреловидности. Долго не могли выбрать и наиболее оптимальную компоновку. Окончательное решение о создании бомбардировщика под обозначением Ту-160 вместе с общим техническим заданием, оговаривавшим требуемые характеристики, было зафиксировано в декабре 1975 года специальным постановлением правительства СССР.

Параллельно с работой по созданию самого самолета осуществлялось проектирование его бортового оборудования, силовой установки и системы вооружения. Все эти задачи были необычайно трудными, но их удалось решить в поставленные сроки.

Первый полет Ту-160 совершил 18 декабря 1981 года. Заводские испытания бомбардировщика продлились до 1985 года, после чего они плавно перетекли в государственные. В середине 1989 года самолет был подготовлен к передаче в войска для опытной эксплуатации.

Первые экземпляры Ту-160 были построены в Москве, а серийная сборка осуществлялась затем в Казани. Отдельные части планера при этом изготавливались в Иркутске, Воронеже и Куйбышеве (ныне Самара).

Дальнейшая судьба стратегического бомбардировщика складывалась сложно, иногда даже трагично. Часть уже выпущенных серийных машин оказалась после распада СССР на территории Украины, где из-за постоянной нехватки финансирования эти самолеты не получали необходимого обслуживания. В итоге 8 из 19 «украинских» Ту-160 были переданы России, один стал экспонатом музея, а 10 были распилены в присутствии не скрывавших своего злорадства американских сенаторов.

Производство модернизированных Ту-160 может быть возобновлено в ближайшие годы, однако, сообщения об этом пока носят довольно противоречивый характер.

Особенности конструкции бомбардировщика

Ту-160 обладает характерной для многих современных военных самолетов интегральной компоновкой. Подъемная сила создается не только его крыльями, но и фюзеляжем. По аэродинамической схеме это низкоплан с цельноповоротным килем и стабилизатором. При изготовлении планера используются композитные материалы, а также сплавы на основе стали, термостойкого алюминия и титана.

Фюзеляж

Планер самолета Ту-160 состоит из следующих основных частей:

  1. Ф1 – обтекатель для бортовой радиоэлектронной станции;
  2. Ф2 – кабина экипажа и отсек радиоэлектронного оборудования;
  3. Ф3 – первый бомбоотсек и передние наплывы, сопряженные с крылом;
  4. Ф4 – центральная балка-кессон;
  5. Ф5 – второй бомбоотсек, гондолы двигателей;
  6. Ф6 – хвостовая часть и киль.

Кабина экипажа сделана общей, командир и пилот расположены в передних креслах, операторы – позади них.

Катапультирование любого из членов экипажа допускается во всех режимах полета.

Крыло

Поворотное крыло переменной стреловидности – один из наиболее заметных элементов конструкции Ту-160. Угол наклона передней кромки может изменяться в диапазоне от 20 до 65 градусов. Механизм поворота, использованный на бомбардировщике, скопирован с аналогичного устройства, устанавливаемого на самолетах Ту-22М, с поправкой на увеличенные размеры и вес крыла. Имеется развитая система механизации.

При наземном обслуживании воспрещается перекладывать крыло в «сверхзвуковое» положение, поскольку при этом хвост бомбардировщика «перевешивает» остальную часть самолета и может даже удариться о бетон.

Шасси

Самолет Ту 160 опирается при выруливании, разбеге и пробеге на три стойки шасси. Для размещения двух основных стоек имеются специальные гондолы. При уборке шасси длина этих стоек уменьшается, что позволяет уменьшить общие габариты самолета. Основные тележки – шестиколёсные. Передняя одноосная поворотная стойка убирается в особую нишу, в которой также оборудован вход в кабину экипажа. Ширина колеи шасси составляет 5,4 метра. Чтобы не допустить попадания в воздухозаборники посторонних предметов во время взлета, передняя стойка оборудована аэродинамическим дефлектором.

Силовая установка

Ракетоносец Ту-160 оснащается четырьмя двухконтурными турбовентиляторными двигателями НК-32, созданными на Куйбышевском моторном заводе (ныне АНТК имени Н.Д. Кузнецова). Серийное производство началось в 1983 году и возобновлено в 2016.

Номинальная тяга в режиме крейсерского полета составляет 14 000 кгс, а на форсаже этот показатель достигает 25 000 кгс. Гондолы двигателей находятся под фюзеляжем самолета, по два с каждой стороны.

В отличие от американского B-1B, используются регулируемые воздухозаборники, что и позволяет развивать и длительное время поддерживать скорость в 2 200 километров в час. Лопатки турбины двигателя сделаны таким образом, что попадающие на них радиоволны отражаются о поглощающие элементы конструкции. В результате радиолокационная заметность бомбардировщика уменьшается.

Топливная система

В крыле самолета, а также в его фюзеляже имеется в общей сложности 13 баков для горючего. Во время полета бортовая электроника отслеживает положение центра тяжести бомбардировщика и в случае необходимости перераспределяет топливо, предотвращая разбалансирование машины.

Ту-160 может быть дозаправлен горючим в воздухе. Для этого используется выдвижная штанга топливоприемника, размещенная в носу самолета.

Оборудование

Бомбардировщик оснащен электродистанционной системой управления, включающей в себя как аналоговые, так и цифровые устройства. Обеспечено четырёхкратное резервирование, имеется также механическая проводка, дублирующая команды в случае необходимости.

Поиск целей и наведение на них наступательного вооружения осуществляется при помощи прибора ОПБ-15Р (оптико-телевизионный прицел) и радиолокационной станции с антенной, направленной прямо по курсу полета. Эти элементы оборудования составляют комплекс «Обзор-К», который используется и для картографирования местности.

Защита самолета от истребителей и наземных средств ПВО обеспечивается комплексом обороны «Байкал». В его состав входят устройства для отстрела пассивных помех, а также системы радиоэлектронной борьбы и обнаружения работы радаров противника. Долгое время «Байкал» оставался слабым местом Ту-160 (с аналогичной проблемой столкнулись и создатели американских самолетов B-1B), однако, со временем удалось добиться довольно высокого уровня надёжности этого оборудования. Кроме того, предполагается, что у варианта Ту-160 М2 характеристики оборонительных систем будут существенно улучшены.

Приборная доска в кабине экипажа по современным меркам выглядит устаревшей. Многофункциональные индикаторы в ней не устанавливались, аппаратура в основном «унаследована» от Ту-22М.

Вооружение Ту-160

Бомбардировщик способен поднять в воздух до 45 тонн боевой нагрузки, для размещения которой имеется два отдельных отсека.

Использоваться могут три основных варианта вооружения:

  1. 24 аэробаллистические ракеты Х-15. Имеют сравнительно небольшую дальность полёта – до 300 км, зато скорость при этом достигает 5М. Основной вариант боевой части – ядерный, мощность - 300 килотонн. Имеются также противорадарная и противокорабельная модификации;
  2. 12 крылатых ракет Х-55. Дальность полета – 3 500 км, скорость – до 830 км/ч. Боевая часть – ядерная, мощность - от 200 до 500 килотонн. Существует «конвенциальный» вариант Х-555, дальность полета которого – 2 000 км;
  3. 12 крылатых ракет Х-101 . Дальность действия – 5 500 км, вес боевой части – 400 (по другим данным - 450) кг. Имеется ядерный вариант ракеты – Х-102, мощность – до 1 мегатонны. Основное преимущество Х-101 и Х-102 – повышенная точность, круговое вероятное отклонение составляет 5 метров.

Ракеты запускаются со специальных барабанных устройств. Прорабатывается возможность использования свободнопадающих и корректируемых авиабомб.

Технические характеристики «Белого лебедя» (ТТХ)

Ту-160 является самым крупным и тяжелым бомбардировщиком в мире. Его основные эксплуатационные параметры таковы:

Следует отметить, что площадь крыла изменяется в зависимости от величины его стреловидности.

Летные характеристики бомбардировщика

В отличие от американского бомбардировщика B-1B , Ту-160 предназначен для полетов в стратосфере, а не у земли. Поэтому при его эксплуатации можно осуществлять полеты с полными баками, достигая тем самым максимально возможной дальности.

Обращают на себя внимание достигнутые на Ту-160 характеристики скороподъемности - 4,4 километра в минуту. При выполнении дозаправок этот самолет может находиться в воздухе до 25 часов.

Достоинства и недостатки Ту-160

Несмотря на то, что некоторые американские политики пытаются демонстрировать пренебрежительное отношение к «Белому лебедю», этот самолет и сегодня обладает вполне достаточным потенциалом. К его плюсам, в частности, относятся:

  1. Большая грузоподъёмность – до 45 тонн. Ни один другой стратегический бомбардировщик не способен поднять в воздух столь внушительную массу;
  2. Высокая скорость полета. По этому показателю Ту-160 уникален;
  3. Большой боевой радиус. Если B-1B в этом отношении ближе к тактическим самолетам, то «Белый лебедь» по дальности полета довольно близок к куда более медленным Ту-95 и B-52;
  4. Высокий уровень надёжности. Сегодня Ту-160 по этому показателю опережает, к примеру, средний бомбардировщик Ту-22М3.

Из недостатков машины можно отметить в первую очередь её неспособность применять обычное бомбовое вооружение. Это в значительной мере ограничивает практическое использование Ту-160, особенно в региональных конфликтах. Возможно, в дальнейшем данный недостаток будет устранен.

Кроме того, при наземном обслуживании «Белого лебедя» технический персонал испытывает значительные трудности из-за очень высокого уровня шума, создаваемого двигателями самолета. Приходится даже надевать специальные наушники и противовибрационные пояса.

Модификации бомбардировщика

Развитие конструкции Ту-160 после развала СССР фактически остановилось. По этой причине новых серийных модификаций у «Белого лебедя» не появилось.

Пока можно говорить лишь о нескольких экспериментальных вариантах машины:

  1. Ту-160М и Ту-160М2. Эти проекты предполагают оснащение самолета новыми системами бортового оборудования, включая станции радиоэлектронной борьбы, средства контроля, навигационную систему. Кроме того, после модернизации «Белый лебедь» сможет применять свободнопадающие и корректируемые авиабомбы;
  2. Ту-160П. Проект, предусматривающий переделку самолета в тяжелый дальний истребитель, вооруженный ракетами «воздух-воздух» большого радиуса действия. Напоминает американский проект B-1R;
  3. Ту-160ПП. Существует в виде макета. Основная идея – превращение бомбардировщика в специализированный самолет РЭБ;
  4. Ту-160К. Платформа для запуска баллистических ракет воздушного базирования. Такой бомбардировщик существовал только в виде эскизного проекта;
  5. Ту-161. Экспериментальный самолет с водородной силовой установкой;
  6. Ту-160НК-74. От базового варианта отличается только двигателями. НК-74 экономичны и позволяют увеличить дальность полета.

Отдельного упоминания заслуживает Ту-160СК - самолет, на котором предполагалось разместить двадцатитонную систему «Бурлак», предназначенную для запуска на орбиту Земли космических аппаратов. Первоначальное предназначение этого комплекса, названного «Воздушный старт», – экстренное пополнение группировки военных спутников , однако, возможно и «гражданское» использование.

Боевое применение

Бомбардировщик Ту-160 совершал неоднократные вылеты на патрулирование и дежурство в воздухе, но они совершались обычно без оружия на борту. В то же время самолет был многократно использован для нанесения ударов по террористам, находящимся на территории Сирийской республики. Первый такой эпизод состоялся 17 ноября 2015 года.

Боевое применение Ту-160 проходило в «полигонных» условиях, без какого-либо противодействия со стороны противника и напоминало скорее испытания ракет Х-555 и Х-101. В то же время эти удары были своего рода демонстрацией для западных «партнеров», получивших возможность убедиться в том, что Россия обладает современным высокоточным оружием.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Работы по созданию самолета ТУ-160 "Белый лебедь " – ракетоносца сверхзвукового бомбардировщика дальней авиации начались в 1968 году ОКБ имени А.Н.Туполева. А в 1972 году был сделан аванпроект такого летательного аппарата с крылом непостоянной геометрии. В 1976 году проект модели Ту-160 был одобрен комиссией. Двигатель типа НК-32 специально для данной модели самолета был разработан ОКБ им. Кузнецова в 1977 году.

Ту-160 Фото

Эти стратегические бомбардировщики по классификации НАТО называются «Черный Джек», а на сленге американцев – «дубинка» (Black Jack - избивать дубинкой). Но наши пилоты назвали их «Белыми лебедями» - и это очень похоже на правду. Сверхзвуковые Ту-160 красивы и изящны, даже обладая грозным вооружением и потрясающей мощью. Вооружением для них выбрали Х-55 - дозвуковые крылатые малогабаритные ракеты и Х-15 - аэробаллистические ракеты, которые разместили на многопозиционных установках под крыльями.

Макет Ту-160 утвердили в конце 1977 года, и опытное производственное предприятие ММЗ «Опыт» (в г.Москве) начало сборку трех опытных самолетов. Казанское производство изготовило фюзеляжи, в Новосибирске сделали крыло и стабилизатор, в Воронеже – створки грузоотсеков, а в городе Горьком - опоры шасси. Сборка первой машины «70-01» завершилась в январе 1981 года в г. Жуковский.

Ту-160 с серийным «70-01» первый раз был опробован в воздухе в 1981 году 18 декабря. На государственных испытаниях, которые завершились в середине 1989 года, самолетом Ту-160 были выпущены четыре крылатых ракеты Х-55, как основное вооружение самолета. Максимальная скорость летательного аппарата при горизонтальном полете составила 2200 км/ч. Эту скорость для эксплуатации ограничили до 2000 км/ч – это было введено из-за условия лимита ресурса. Многим Ту-160 давали имена личные, как боевым кораблям. Первый Ту-160 назвали «Илья Муромец».

    Экипаж Ту-160: 4 человека.

    Двигатели: (турбинные) четыре штуки НК - 32 ТРДДФ 4х14.000/25.000 кгс (тяга: рабочая / на форсаже).

    Агрегат трехвальный, двухконтурный, с форсажной камерой. Его запуск происходит от воздушного стартера.

    За левой опорой главного шасси располагается ВСУ – электрическая система управления двигателями, имеющая гидромеханическое дублирование

    Масса и нагрузки: взлетная нормальная – 267600 кг, самолета порожнего – 110000 кг, максимальная боевая – 40000 кг, топлива – 148000 кг.

    Летные данные: 2000 км/ч - скорость полета на высоте, 1030 км/ч – полет у земли, от 260 до 300 км/ч - скорость посадочная, 16000 м - потолок для полета, 13200 км - практическая дальность, 10500 км - длительность полета при максимальной нагрузке.

Салон

Ту-160 - один из боевых самолетов СССР, о котором пресса узнала до его постройки, за несколько лет. В 1981 году 25 ноября летательный аппарат готовили к испытаниям в подмосковном г. Жуковском (Раменском). Машина стояла вместе с двумя Ту-144 и была сфотографирована пассажиром из самолета, садившегося на соседний аэродром Быково. С того момента бомбардировщик получил свое прозвище « Ram-P» (Ram – от Раменское) и НАТОвский код - «Black Jack». С таким именем миру представили самый тяжелый бомбовоз всех времен.

На переговорах об ОСВ-2 в 70-х годах прошлого века Л.И.Брежнев сказал, что, в противовес американскому В-1, в СССР проектируется новый стратегический бомбардировщик. В прессе упомянули, что производить его будут на заводе в Казани.А что сегодня?

При распаде СССР Ту-160 были распределены между республиками. 19 из них достались Украине, авиаполк в Прилуках. Восемь были переданы в счет долгов за газ России, а оставшиеся попросту распилены. В Полтаве можно посетить последнего украинского «лебедя», превращенного в музей.

Ту-160В (Ту-161) – проект ракетоносца, имеющего в составе силовую установку, которая работает на жидком водороде. С учетом особенности топливной системы от базового варианта отличается размерами фюзеляжа. Сжиженный водород, который использовался в агрегатах двигателей как горючее, резервировался при температуре до -253 °C. Дополнительно оборудован гелиевой системой, которая отвечает за управление криогенными двигателями, и азотной – выполняет контроль вакуума в полостях теплоизоляции самолета.

    Ту-160 НК-74 – модификация Ту-160, имеющая в составе более экономичные двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажной камерой НК-74. Эти силовые установки по заказу собирались в г. Самара на СНТК им. Н.Д. Кузнецова. Применение данных авиамоторов позволило увеличить параметр дальности полета.

    Ту-160П – модификация, представляющая собой тяжелый истребитель дальнего сопровождения, который мог нести на борту ракеты класса «воздух-воздух», имеющие среднюю и большую дальность действия.

    Ту-160ПП – проект самолета радиоэлектронной борьбы. На данный момент имеется только макет в натуральную величину, определены характеристики нового самолета и состав аппаратуры.

    Ту-160К – проект самолета, входящего в состав авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Доведен до стадии готового эскизного проекта в КБ «Южное». Главным конструктором был В.Ф.Уткин. Работы над АРК «Кречет» проводились в 1983-1984 гг. с целью повышения эффективности и живучести баллистических ракет во время ядерного взрыва и для проверки энергетической функциональности самолета-носителя. Вооружен ракетой «Кречет-Р».

Это двухступенчатая малогабаритная МБР 4-го поколения. Она комплектовалась маршевыми твердотопливными двигателями на смесевом топливе. В режиме полета использовалось жидкое монотопливо. Грузоподъемность самолета-носителя Ту-160К составляла 50 т. Это значило, что модификация могла нести на борту две МБР «Кречет-Р» весом по 24,4 т каждая. С учетом дальности полета самолета Ту-160К его эффективное применение составляло в расстоянии до 10 тыс. км.

На стадии проекта завершилась разработка наземного оборудования для координации действий самолета в декабре 1984 г.

Система управления ракетами «Кречет-Р» автономная, инерциальная, с подключением к внешним источникам информации. Координаты и скорость ракеты поступали на борт самолета со спутника, а от астрокорректора уточнялись углы положения командных приборов. Первая ступень органов управления – это аэродинамические рули, вторая – управляющее поворотное сопло. МБР планировали оснастить разделяющими головными частями, имеющими индивидуальное наведение, и ГЧ, которые предназначались для прорыва вражеской ПРО. Работы над АРК «Кречет» были свернуты в середине 80-х годов ХХ века.

Ту-160СК − самолет, который предназначался для переноса трехступенчатой жидкостной системы «Бурлак», масса которой составляла 20 т. Согласно расчетам конструкторов на орбиту можно было вывести до 600-1100 кг груза, при этом доставка обойдется в 2-2,5 раза дешевле, нежели применяя ракеты-носители, имеющие аналогичную грузоподъемность. Пуск ракеты с Ту-160СК должен происходить на высотах 9000-14 000 м на скорости самолета от 850 до 1600 км/ч. Характеристики комплекса «Бурлак» должны были превосходить американский аналог дозвукового стартового комплекса, носителем которого был Boeing B-52, укомплектованный ракетой-носителем Pegasus. Назначение «Бурлака» − группировка спутников в случае массового поражения аэродромов. Разрабатывать комплекс начали в 1991 г., ввод в эксплуатацию был запланирован в 1998-2000 годах. В составе комплекса также должны были находиться станция наземного обслуживания и командно-измерительный пункт. Дальность полета Ту-160КС к месту пуска ракеты-носителя составляла 5000 км. 19.01.2000 между аэрокосмической корпорацией «Воздушный старт» и «ЦСКБ-Прогресс» в г. Самара подписаны нормативные документы о сотрудничестве в направлении создания авиаракетного комплекса «Воздушный старт».

25 января президент РФ Владимир Путин посетил Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова (филиал ПАО "Туполев", входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК), где понаблюдал за демонстрационным полетом модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160. Этот новый ракетоносец с заводским номером 0804 получил имя первого главнокомандующего ВВС России Петра Дейнекина.

Испытательные полеты самолета начались еще на прошлой неделе. Церемония выкатки первого опытного образца состоялась 16 ноября 2017 года. Ожидается, что до конца текущего года ракетоносец будет передан Воздушно-космическим силам (ВКС) РФ. Объем контракта на поставку Минобороны РФ десяти модернизированных ракетоносцев Ту-160М составит 160 млрд рублей. По словам президента, это позволит полностью загрузить предприятие до 2027 года. Глава государства назвал проведенную работу по созданию самолета "большим успехом коллектива завода".

История "лебедя"

Сверхзвуковой Ту-160М2 (по кодификации НАТО - Blackjack) является усовершенствованной версией разработанного еще в СССР Ту-160. Среди летчиков получил прозвище "Белый лебедь". Наряду с Ту-95МС составляет основу современного авиапарка Дальней авиации ВКС России. Ту-160 - самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет, самый тяжелый боевой самолет в мире, способный нести на борту крылатые ракеты с ядерными боеголовками.

Он был создан в ответ на появление в США межконтинентального бомбардировщика Rockwell B-1 Lancer. Необходимость создания нового самолета объяснялась также тем, что на вооружении стратегической авиации в конце 1960-х годов находились лишь устаревшие дозвуковые бомбардировщики - Ту-95 и М-4.

По сравнению с американским соперником Ту-160 получил электродистанционную систему управления, руль направления в виде цельноповоротной верхней части киля, поворотный "гребень", улучшающий обтекание в зоне сочленения подвижной и неподвижной частей крыла. Центральная балка этого самолета длиной 12,4 м и шириной 2,1 м, являющаяся основным силовым элементом конструкции, выполнена из титана по уникальной технологии. Максимальная дальность полета - почти 14 тыс. км. Кстати, в 1985 году в ходе испытаний на Ту-160 была впервые превышена скорость звука.

С 1981 по 1992 год было построено 36 таких самолетов, хотя первоначально планировалось сделать 100. Первые 19 экземпляров бомбардировщика с 1987 года передавались в бомбардировочный авиаполк в городе Прилуки Украинской ССР. Поэтому после распада СССР у РФ не оказалось ни одного новейшего стратегического бомбардировщика. В 1992–1994 годах было построено шесть самолетов, переданных бомбардировочному авиаполку в Энгельсе. В 1999–2000 годах Россия получила от Украины 11 стратегических бомбардировщиков (восемь Ту-160 и три Ту-95МС), а также около 600 ракет воздушного базирования в счет украинских долгов за российский газ. Оставшиеся в Прилуках десять самолетов были утилизированы по настоянию США, еще один передан в музей в Полтаве. Сегодня в боевом составе ВКС РФ находится 16 единиц.

Стоимость "Белого лебедя"

Экспертные оценки стоимости колеблются в диапазоне $250-600 млн (в 1993 году СМИ называли 6 млрд рублей, что соответствовало примерно $600 млн). Один час полета ракетоносца (без боевого применения) обходится, по официальным данным на 2008 год, в 580 тыс. рублей (около $23,3 тыс.). Для сравнения: стоимость американского бомбардировщика B-1B, близкого к Ту-160 по летно-техническим характеристикам, составляет $317 млн, час полета обходится в $57,8 тыс.

Продолжение

Решение возобновить производство бомбардировщиков в модернизированном варианте было принято в 2015 году. В Минобороны РФ сообщали, что их серийный выпуск должен начаться в 2023 году. В июне 2017 года Виктор Бондарев, занимавший тогда пост главкома ВКС, заявлял, что Ту-160М2 может впервые подняться в воздух уже в конце 2018 года. В ПАО "Туполев" были развернуты работы по созданию глубокомодернизированных самолетов.

Обновление "лебедя"

Несмотря на внешнюю схожесть с предыдущей версией, Ту-160М2 отличают новейшие системы обеспечения боевого применения, а также последние версии двухконтурного турбореактивного форсированного двигателя НК-32 (производится на самарском ПАО "Кузнецов").

По сообщению источника ТАСС в оборонно-промышленном комплексе (ОПК), новый самолет не является опытным образцом модернизированного варианта бомбардировщика.

На самолете проведена только малая модернизация, планер и двигатели остались прежними. Полностью оцифрованная документация по новому ракетоносцу будет выпущена не ранее середины текущего года, а без нее работы по строительству Ту-160М невозможны

источник в ОПК

Благодаря модернизации эффективность увеличится на 60%. По словам замминистра обороны РФ Юрия Борисова, Ту-160М2 будет представлять собой практически новый самолет, в два с половиной раза превосходящий по эффективности предшественника. Внешний вид обновленного "Белого лебедя" такой же узнаваемый, как и у его "старшего брата", созданного в советское время.

В планах Минобороны стоит восстановление производства стратегического бомбардировщика Ту-160. Речь идет не о восстановлении один в один, потому что Ту-160, который сегодня мы имеем на вооружении, - это самолет разработки 80-х годов, который, к счастью, по своим летно-техническим характеристикам перешагнул время. Он на сегодня имеет самые лучшие характеристики. Самолет, о котором мы ведем речь, он, наверное, будет называться Ту-160М2 и будет практически новым самолетом

Юрий Борисов

замминистра обороны РФ

По словам командующего Дальней авиацией ВКС РФ генерал-лейтенанта Сергея Кобылаша, внедрение новых цифровых технологий позволит "существенно повысить боевые возможности ударного комплекса с применением высокоточного оружия большой дальности".

Экономичные двигатели, обладающие более широкими ресурсными возможностями, позволят увеличить дальность полета, что в совокупности с заявленной энерговооруженностью сохранит за стратегическим ракетоносцем Ту-160 лидирующие позиции среди стратегических ударных комплексов

Сергей Кобылаш

командующий Дальней авиацией ВКС РФ, генерал-лейтенант

За счет модернизации ряда узлов двигателя НК-32 серии 02 самолет стал экономичнее. "Он обладает более широкими ресурсными возможностями. Благодаря данному двигателю бомбардировщик Ту-160М2, производство которого планируется развернуть в России, получит расширенные возможности, в том числе будет увеличена дальность полета", - отметили в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). В ОДК заявляли, что стенд для испытаний новых двигателей прошел реконструкцию и аттестован для работы с силовыми установками НК-32.

Этот двигатель прошел модернизацию: основные блоки, узлы стали более экономичными, двигатель в целом имеет лучшие ресурсные возможности, а за счет работ, которые позволили улучшить его экономические показатели, дальность полета самолета будет минимум на тысячу километров больше по сравнению с существующим

Виктор Бондарев

экс-главком ВКС России, генерал-полковник

Как поясняют в пресс-службе Казанского авиационного завода, образец был построен на основе имеющегося на предприятии технологического задела. "Он достраивался в том числе для решения задач воспроизводства Ту-160 в новом облике: восстановления технологии окончательной сборки, проверки отдельных новых технологических решений, отработки новых авиадвигателей с улучшенными характеристиками", - отмечает пресс-служба завода.

Возможности "лебедя"

Не остались в стороне и поставщики комплектующих для нового самолета. В ходе модернизации Ту-160 концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) создает новые вычислительные и бортовые системы, средства контроля, бесплатформенную инерциальную навигационную систему, комплекс радиоэлектронной борьбы, топливомерно-расходомерные системы, а также системы управления вооружением. Борт нового Ту-160М2 будет выполнен с элементами интегрированной модульной авионики, которая потом будет использована и для ПАК ДА. Разработку бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для Ту-160М2 обещали завершить к 2020 году.

Ту-160 («Белый Лебедь») – практически единственный самолет Воздушных Сил СССР, о котором было известно еще до его постройки. Еще в начале семидесятых годов Генеральный секретарь Леонид Ильич Брежнев сказал о создании нового стратегического бомбардировщика.

Это было своего рода противостояние .

История создания

После нескольких лет разработки, в 1981 году, машина была впервые представлена на аэродроме в Жуковском в окружении двух Ту-144. Заголовки иностранных СМИ сразу начали говорить о том, что самолет выставлен в целях пропаганды для съемок с американских спутников.

На самом деле, съемка была осуществлена одним из пассажиров в аэропорту Быково. После этого появилось кодовое название бомбардировщика Ram-P, а по коду НАТО – Blackjack. Именно с этими названиям мир узнал о самом тяжелом стратегическом сверхзвуковом бомбардировщике всех времен – Ту-160.

История создания Ту-160 уходит в середину 20 века.

Приказ МАП No285 от 15 сентября 1969 года объявил конкурс на создание сверхзвукового многорежимного стратегического бомбардировщика-носителя атомного вооружения.

Тема конкурса получила порядковый номер 18. В разработках участвовали несколько конструкторских бюро: ОКБ Туполева, Мясищева, Яковлева и Сухого. Туполевцы имели опыт в разработке и Ту-95, а также . Но конкурс выиграло ОКБ Мясищева с бомбардировщиком М-18.

Но ввиду малочисленности КБ, отсутствия необходимых ресурсов для дальнейшей работы над проектом все материалы по этой теме передали в КБ ММЗ «Опыт» Туполева. Эти разработки и легли в основу прототипа Ту-160.

Полет первого прототипа состоялся в конце 1981 года. В серию бомбардировщик пошел уже в 1984 году, в этом же году взлетела первая серийная машина. В 1985 еще два самолета вышли из цехов.


При проектировании нового самолета учитывались следующие требования:

  1. Максимальная дальность полета Ту-160 должна была составлять 13 000 км при V= 2500 км/ч и высоте полета 18 км.;
  2. Приближение к цели на дозвуковой скорости, а также преодоление противовоздушной обороны на крейсерской и сверхзвуковой скорости.;
  3. Боевая нагрузка приближается к весу в 45 000 кг.

Выпуск самолёта продолжался до развала СССР и был практически остановлен после обещания Е.Б. Ельцина американцам в 90-е годы прошлого века: не наращивать вооружение. Во времена его правления заводы были практически остановлены, о серийном выпуске разговор уже не шел.

Бомбардировщики Ту-160 состоявшие на боевом дежурстве после отделения Украины частью остались на её территории, там частично были распилены на металл, 6 машин все же перегнали на авиабазу Энгельс в Саратовской области.

Уже в это время все Ту-160 помимо номеров получили имена собственные. В конце 90-х, начале 2000-х выпуск Ту-160 был возобновлён, в 2000 году в строй вошли две машины. Стоит отметить, что часть машин была направлена на капитальный ремонт и модернизацию.


В этом же 2000 году были проведены учения с участием Ту-160 и Ту-95МС. Здесь впервые была применена знаменитая крылатая ракета Х-555, которая подвешивалась только на данные виды самолетов. В 2003 году в крупнейших учениях участвовали два Ту-160, так же 4 самолета Ту-95МС.

По ходу учений применялась дозаправка от Ил-78.

Осенью того же года произошла чрезвычайная ситуация – потерпел катастрофу один из самолетов Ту-160. Экипаж отвел машину от опасного места и погиб вместе с ней.

Стратегическая авиация всеми способами поддерживала боеспособность довольно долгое время – 15 лет, начиная с 1992 года. Это было время низкого финансирования и отсутствия денег на модернизацию. Полеты происходили только по особым случаям или во время учений.

В августе 2007 года президент РФ В. Путин сделал заявление о возобновлении полетов и дежурства Дальней Авиации. Именно поэтому стратегические бомбардировщики стали постоянно летать в самые дальние уголки мира. Самолеты использовали запасные аэродромы для дозаправки и летали над всеми океанами, при этом демонстрировали мощь блоку НАТО.

В 2008 году Казанский завод передал в ВВС новый самолет «Виталий Копылов». В ноябре 2017 года из цехов вышел следующий стратег, модернизированный Ту-160М3, он проходит испытания и пока не имеет личного имени. В 2010 году 2 самолета Ту-160 обновили мировой рекорд по дальности перелета, который составил 18 000 км. При полете было произведено две дозаправки в воздухе от Ил-78.

Технические характеристики

Известность самолета в России и по всему миру обусловлена, в первую очередь, его техническими характеристиками. Приведем ниже все основные данные, которые позволят оценить масштаб и размеры Ту-160 по прозвищу «Белый Лебедь».

  • Размах крыльев – 55,7 метров;
  • Длина фюзеляжа – 54,1 метра;
  • Высота самолета – 13,1 метров;
  • Площадь крыльев – 232 квадратных метров;
  • Масса пустого самолета – 110 тонн;
  • Максимальная масса топлива – 171,1 тонн;
  • Полная взлетная масса – 275 тонн;
  • Максимальная скорость полета – 2200 км/ч;
  • Скорость при посадке минимальная – 300 км/ч;
  • Максимальный потолок полета – 15 000 м;
  • Радиус действия – 6000 километров;
  • Необходимая длина для взлета – 2000 м;
  • Максимальная масса вооружения – 40 тонн.

Ту-160 на настоящее время боеспособный элемент сил сдерживания. ЛТХ самолёта на уровне недоступном западным производителям.

Особенности конструкции

Конструкция Ту-160 полностью соответствует его назначению. Это моноплан с изменяемой стреловидностью крыла, классическим оперением и 4 двигателями в мотогондолах под центропланом.

Описание можно начать с одной из особенностей машины, в которой фюзеляж слит в одно целое с центропланом и оперением. При интегральной компоновке появляется возможность без увеличения геометрических размеров машины значительно освободить объем внутри её, тем самым появляется дополнительное место для топлива, вооружения и оборудования.

Материалы, из которых изготовлен самолет Ту-160 разные, для разных узлов машины. Основу составляет алюминиевый сплав АК4-1чТ1, титановый сплав ОТ-4, а также высокопрочные сплавы, обладающие при этом и большой вязкостью. Легированная сталь и титан используются для высоконагруженных узлов и элементов машины.

Свободные внутренние полости самолёта выполнены сотами, это обеспечивает этим конструкциям необходимую жёсткость, при минимальном весе. При сборке узлов и конструкций используется сварка, болтовые соединения и заклепки. Техническое обслуживание бомбардировщика осуществляется через люки и съёмные панели.

Фюзеляж

Фюзеляж самолёта имеет несущую обшивку и является одним целым, конструкционно он разделён переборками на несколько отсеков. В центральной части находится бомболюк с барабанной установкой МКУ-6-5У служащей для размещения вооружения. В носовой части расположен отсек управления, бортовая РЛС и навигационная и электронная аппаратура.

Отсек управления полностью герметичен, составляет отдельную производственную единицу под индексом Ф-2. Кабина рассчитана на четырёх членов экипажа. Кроме того есть туалет и комната отдыха для экипажа, в условиях долгого перелёта.

Вход в отсек осуществляется снизу, по лестнице.

За отсеком управления расположена ниша шасси со всеми механизмами, далее к хвосту топливные баки. В кормовом обтекателе располагаются элементы радиооборудования и отсек с тормозным парашютом.

Крыло

Самолет имеет крыло с изменяемой стреловидностью, довольно сложная система позволяет оптимизировать скорость и дальность полета при существенной экономии топлива. Именно это создало уникальные ТТХ Ту-160, сделав его «звездой» мировой военной авиации.

Шасси

Управление на рулежке передними поворотными колесами, основные стойки неповоротные. Опоры при полете убираются. Гидросистема осуществляет уборку и выпуск шасси.


Устройство узла предусматривает использование самолёта Ту-160 на взлётно-посадочных полосах с асфальтово-бетонным покрытием длиной от 2,5 км.

Силовая установка

Эта система состоит из двигателей НК-32, топливной системы, масляной системы, вспомогательной силовой установки ТА-12, системы управления работой двигателей, системой контроля работы силовой установки, системой сигнализации и пожаротушения.

Двигатель

Двигатель НК-32 обладает пониженным расходом топлива. Чтобы производство нового агрегата было дешевле, прототипом стал прежний НК-25. При этом стоимость самого самолета была отнюдь не дешевая – 7,5 млрд. рублей. Известно, что именно поэтому, было создано только 32 самолета, в настоящее время боевое дежурство несёт 16 машин.

Топливная система

Емкость баков составляет 171 тонну. Этого топлива достаточно для полета на максимальную дальность, при движении на крейсерской скорости и оптимальном потолке.


Каждый двигатель запитан от своей группы баков, хотя в случае аварийной ситуации вполне возможна перекачка из одного бака в другой или сброс топлива с группы баков, при отключении от системы остальных.

Система дозаправки в воздухе имеет схему шланг-конус. Топливозаправщиками выступают Ил-78 и Ил-78М.

Вооружение

Вооружение самолета тоже впечатляет. Во-первых, боевая нагрузка составляет 40 тонн и может состоять из свободнопадающих и управляемых бомб крупного калибра и ракет класса «воздух-поверхность», в том числе и крылатых, а также несущих ядерные боеголовки стратегического назначения.


Все вооружение размещается в бомбовом отсеке самолёта, в барабанной установке МКУ-6-5А

Оборудование

В самолете находится новейшее навигационное оборудование, которое состоит из большого количества ЭВМ.

Система прицеливания “Обзор-К” обнаруживает и опознает объекты на большом удалении. Комплекс обороны “Байкал” обнаруживает ПВО противника, их положение, глушит помехами или ставит за самолетом ложную завесу.

В хвосте располагаются контейнеры с отражателями и инфракрасными ловушками. Там же находится теплопеленгатор “Огонек”, который обнаруживает ракеты и самолеты противника.

Количество самолетов в стране

На сей день на вооружении ВКС России стоит 16 стратегических бомбардировщиков Ту-160. Правительством были приняты решением по полной модернизации самолетов, получивших теперь название Ту-160М2.


Первый полет модернизированной машины запланирован уже на февраль 2018 года. После чего планируется усовершенствовать каждую из стоящих на вооружении машин Ту-160. Это способствует обновлению Дальней Авиации и улучшению обороноспособности страны.

Применение

Первые боевые вылеты самолеты Ту-160 совершили в Сирии в последнем военном конфликте. Начиная с 2015 года, бомбардировщик совершал регулярные успешные боевые вылеты, уничтожая цели Исламского государства. При этом удары были нанесены ракетами Х-555.

В заключении отметим, что, несмотря на сложную экономическую обстановку, именно благодаря самолетам Ту-160 Россию считают самой великой авиационной державой.

Вся группировка дальней стратегической авиации способна в любой момент переломить ход военных действий.

Наземные силы могут и не представлять собой большую боевую мощь, но дальняя авиация во главе с «Белыми Лебедями» достойно окажет отпор любому агрессору. На данный момент любое военное противостояние против России лишено смысла.

Видео

В 60-х годах прошлого столетия Советский Союз делал упор на развитие ракетного вооружения, а стратегическая авиация, представленная Ту-95 и М-4 с дозвуковыми скоростями, считалась неспособной преодолеть ПВО стран НАТО.

Решение США о создании нового стратегического сверхзвукового бомбардировщика В-1 подтолкнуло руководство СССР к адекватным ответным мерам. Совет министров постановил приступить к подготовке проекта современного межконтинентального стратегического сверхзвукового самолёта, впоследствии получившего обозначение ТУ-160 , а у лётчиков носившего ласковое имя – «Белый лебедь».

История проекта создания самолёта Ту 160

Создание проекта нового бомбардировщика было поручено ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. К началу 70-х годов проекты представили на рассмотрение. Оба проекта получились схожие – это сверхзвуковая машина с четырьмя двигателями и крылом с изменяющейся стреловидностью, но всё же схемы отличались.

В 1969 году к проекту подключилось ОКБ Туполева с опытом в создании сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 . Рассмотрев проекты ОКБ Сухого и Мясищева и внеконкурсный проект ОКБ Туполева, было решено отдать работу над проектом туполевцам, как имеющим большую практику в создании сверхзвуковых машин.

Кроме ОКБ Туполева, задействовали предприятия ВПК, НИИ ВВС, ЦАГИ, всего начиная с 1972 года принимали участие более 800 организаций.
Первый опытный образец (обозначение 70-01) оторвался от земли в декабре 1981 года с экипажем под руководством лётчика-испытателя Б.Веремея с аэродрома «Раменское». Второй образец предназначался для статических испытаний. Первые четыре образца изготовили на предприятии «Опыт».

Ту 160 схема

Серийные самолёты изготавливались на Казанском авиационном заводе. В 1984 году 10 октября серии была дана путёвка в небо.

Описание самолёта Ту 160

Конструкция машины построена по интегральной аэродинамической компоновке с низкорасположенным крылом с изменяющейся в полёте стреловидностью. Стреловидность возможно менять от 200 до 650.
Крыло оснащено богатой механизацией – на каждой консоли расположены предкрылки по всей длине, сзади – закрылки. Перед закрылками в конструкцию консоли встроили флаперон и интерцептор.

Радиопрозрачный обтекатель антенны прячет внутри бортовую РЛС обзора передней сферы. В пространстве между кабиной пилотов и блоками обзорного локатора стоит РЛС «Сопка», предназначенная для полётов на малой высоте с огибанием рельефа местности.

Кабина экипажа рассчитана на четырёх членов – два лётчика и два штурмана, которые сидят бок о бок. Первый штурман отвечает за самолётовождение, другой за применение вооружения. Кресла оборудованы катапультой.

Под наплывом крыла спереди стоят многорежимные воздухозаборники, регулирующие набегающий поток и подающие его в двигатели. Сечение каналов заборников изменяется, из прямоугольного плавно переходит в круглое. Силовая установка состоит из четырёх ТРДД НК-32, размещённых по два с каждой стороны фюзеляжа.

Киль у Ту-160 изготовлен из двух секций, корпус фюзеляжа жёстко соединён с нижней частью, а верхняя трапециевидная секция выполняет функцию руля поворота. На неподвижной части киля крепится механизм поворота и сам поворотный стабилизатор.

Шасси самолёта выполнено по трёхопорной схеме, основное шасси на каждой опоре имеет по шесть колёс, убирающихся в нишу на центроплане между воздухозаборниками и отсеком вооружения. Носовое шасси двухколёсное, в убранном положении размещается между отсеком вооружения и кабиной экипажа.

Конструкция самолёта разрешает разместить в 13 кессон-баках 171 тонну топлива, что на крейсерской скорости со стреловидностью в 350 даёт возможность преодолеть расстояние в 14 тыс. км. Предусмотрена и дозаправка в полёте – топливоприёмник в виде убирающейся штанги расположен в носовой части, перед кабиной пилотов.

Ту 160 в воздухе

Для выполнения предназначения – прорыва ПВО противника и нанесения ударов по важным стратегическим объектам, оснащён бортовым комплексом обороны «Байкал». В состав этого комплекса входят станции обнаружения угроз со стороны авиации и средств ПВО, станции РЭБ и автоматические устройства отстрела ложных целей и ловушек.

Внизу носовой части самолёта размещены оптико-электронный прицел ОПБ-15Т для точного бомбометания и телекамера обзора в передней нижней сфере. Инерциальная навигационная система, система астронавигации и оборудование спутниковой системы слежения позволяют выполнять полёт с высокой точностью с отображением местонахождения самолёта на индикаторах штурмана.

Тактико-технические данные бомбардировщика Ту 160

Ту 160 «Белый Лебедь»

Лётные характеристики Ту 160

  • Максимальная скорость на высоте 12тыс. м – 2200 км/час.
  • Максимальная скорость у земли – 1030 км/час.
  • Крейсерская скорость – 850-920 км/час.
  • Скороподъёмность – 70 м/сек.
  • Практическая дальность без дозаправки – 14 тыс. км.
  • Потолок – 15600 м.
  • Боевой радиус – 7300 км.
  • Продолжительность полёта – 14,5 часов.

Силовая установка самолёта Ту 160

  • Четыре ТРДДФ НК-32 с тягой на крейсерском режиме – 137,2 кН.
    на форсаже – 245,7 кН.

Размеры самолёта Ту 160

  • Длина самолёта – 54,10 м.
  • Высота самолёта – 13,10 м.
  • Размах крыла, стреловидность 200 – 55,7 м.
  • Размах крыла, стреловидность 350 – 50,7 м.
  • Размах крыла,стреловидность 650 – 35,6 м.

Вес самолёта Ту 160

  • Пустой, снаряжённый самолёт – 117 т.
  • Взлётный максимальный – 225 т.

Вооружение самолёта Ту 160

  • На установке барабанного типа – 6 КРВБ Х-55СМ/101/102.
  • Ракеты малой дальности Х-15 – 12 шт.

Интересное о стратегическом бомбардировщике Ту 160

Сорок четыре мировых рекорда зарегистрированы на счету «Белого лебедя».

Каждый борт назван в честь выдающегося конструктора или знаменитого лётчика.

Ту 160 «Валентин Близнюк»

Собственной кухней и санузлом может похвастаться только этот стратегический бомбардировщик, до него военные самолёты не были оборудованы такими удобствами.

«Дубинка» назвали в НАТО , а российские лётчики ласково – «Белый лебедь».

В мире это, пожалуй, самый большой самолёт с крылом изменяемой стреловидности.

Находясь с визитом в России Френк Карпуччи, тогдашний министр обороны США осматривал и входя в кабину пилотов, задел головой щиток электрооборудования. С тех пор лётчики прозвали его «щитком Карпуччи».

Видео: пуски крылатых ракет по объектам террористов в Сирии с борта Ту 160

Loading...Loading...